logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

О рождении поэта и о его детстве учащиеся читали в учебнике 5 класса. В учебной статье говорилось об особом укладе семьи Пушкиных, о поэтическом таланте родственников поэта, о роли книг в жизни Александра Пушкина.

Материал 6 класса включает в себя сведения о новых этапах жизни поэта, которые должны прочно соединиться с впечатлениями и знаниями, полученными ранее. Будем внимательны к тому, чтобы у детей складывалось целостное впечатление о жизни Пушкина. На уроке используем наглядные пособия: портрет поэта, репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» и другие доступные материалы.

I. Введение в XIX век

Мы переходим к изучению произведений русских писателей XIX века плавно: Крылов уже является во многом представителем нового века, который играет исключительную роль в истории России и русской литературы. Новый век начался с вступления на престол молодого, двадцатичетырехлетнего императора Александра Павловича, исполненного либеральных идей и настроений. Общество волновалось, ожидая перемен...

Учитель может кратко очертить исторический путь России в XIX веке; это очень важно для шестиклассников, которые смутно представляют себе историю страны.

Теме, посвященной А. С. Пушкину, мы отводим самое большее количество часов: это связано и со значительностью фигуры Пушкина в отечественной литературе, и с большим объемом предложенных для изучения произведений (в частности, романа «Дубровский»). Поэтому особенно важно ввести детей в тему, сделать первый урок ярким, запоминающимся и в то же время содержательно насыщенным, чтобы на него можно было опираться в течение следующих уроков. Большую роль при этом будет играть знание учителем особенностей класса, наличие иллюстративного, фото- и видеоматериала, звучание соответствующей музыки. Сейчас есть прекрасные фильмы, посвященные А. С. Пушкину, Царскому Селу, и, безусловно, важно использовать их фрагменты на уроках (при наличии соответствующей техники).

Дети привыкли к тому, что они читают на уроке стихи наизусть. Неизгладимое впечатление оставляет у них учитель, сам читающий стихи наизусть не для того, чтобы обучать детей читать прямо сейчас, а просто потому, что ему нравится читать стихи прекрасного поэта. Важно, чтобы дети увидели: учитель действительно сам наслаждается звучанием строк, получает удовольствие от чтения вслух. Тогда у них будет формироваться эстетическое чувство, окрашенное подлинными переживаниями, отношение к заучиванию стихов наизусть не будет формальным.

Удачным приемом будет и литературное краеведение, если в вашем крае есть места, связанные с жизнью Пушкина или его друзей: детям бывает важно понять и почувствовать, что Пушкин не мифический персонаж, что он, возможно, проезжал вот по этой самой дороге, что вот по этой улице, например, ходила будущая жена поэта, здесь жили его близкие друзья, которым он писал письма...

Огромную роль могут сыграть экскурсии. На первом уроке энергетический заряд может нести живое чувство учителя, который сам был, например, в Царском Селе и рассказывает о своих собственных впечатлениях.

Дать точные рекомендации по проведению первого урока невозможно, да и не нужно. Инициатива и интуиция учителя помогут выбрать верный подход к детям, укажут им дорогу, по которой они еще на несколько шагов приблизятся к легенде русской литературы — творчеству Пушкина.

Предложим ученикам вспомнить, произведения каких писателей и поэтов XIX века они изучали в прошлом году. Первыми авторами были И. А. Крылов и В. А. Жуковской. В этом году мы начинаем изучение творчества писателей XIX века с произведений Пушкина и будем читать его стихотворения, «Повести Белкина» и роман «Дубровский».

Беседуем с учениками о том, что они помнят и знают о детстве Пушкина. Вспомним, какие произведения Пушкина изучали в 5 классе, какие стихотворения учили наизусть в начальной школе.

— Чем вам нравятся стихи и сказки Пушкина?

II. Лицейские годы жизни Пушкина

Статья учебника, посвященная Лицею, довольно объемна (ч. 1, с. 45—50). Продолжают тему статьи «Лицейские годовщины» (с. 50—51), «Лицейские профессора» (с. 51). Учитель может выбрать, читать ли их на уроке или предложить детям для самостоятельного знакомства. О Лицее и роли его в жизни и творчестве Пушкина учитель может либо рассказать сам (с опорой на фотографии и репродукции), либо сделать это с помощью видеоматериалов.

Первую статью учебника можно дополнить важными фактами: во-первых, уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия — главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении...». Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества. В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени — К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.

Запишем в тетради опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.

* 19 октября 1811 года — 9 июня 1817 года — лицейские годы Пушкина.

1817—1920 — жизнь поэта в Санкт-Петербурге.

1820—1824 — южная ссылка.

1824—1826 — ссылка в Михайловское.

Далее необходимы несколько комментариев по поводу расположения материала в учебнике.

Небольшая главка (с. 52) носит название «Лицейская лирика». В ней говорится о стихотворениях Пушкина-лицеиста, они названы, но не приведены. Затем идет опережающий комментарий к стихотворению «И. И. Пущину» и само это стихотворение (с. 53). Следует добавить, что лирика, посвященная лицейским друзьям, — это не всегда лирика периода учебы Пушкина в Лицее.

Говоря о стихотворении «И. И. Пущину», мы неизбежно должны рассказать о времени, проведенном Пушкиным в Михайловском, и о восстании декабристов. Стихотворение «Узник», созданное в кишиневской ссылке, помещено после посвящения Пущину, написанного в Михайловском. В таком случае учителю приходится нарушать последовательность изложения. Если мы будем иметь в виду, что вся информация (и само понятие ссылки, и рассказ о декабристах) для них является новой, то лучше идти по хронологии, и тогда третьим стихотворением логично будет «Зимнее утро».

III. Южная ссылка. «Узник»

Слово учителя

«Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает".

Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:

— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.

Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.

Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.

Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник". Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней»3.

Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.

Детям необходимо будет пояснить, что такое ссылка: это явление не встречается в современной нам жизни и у детей вызывает недоумение.

Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.

За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.

У детей возникает вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?

Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.

Важно, чтобы дети представили себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.

Выразительное чтение

Читает стихотворение «Узник» учитель — так, чтобы дети смогли получить эстетическое удовольствие от восприятия замечательного выдающегося лирического произведения; после окончания чтения необходимо сделать паузу, чтобы ученики осмыслили прочитанное. В соответствии с подготовленностью класса зададим несколько вопросов, с помощью которых можно осмыслить первичное восприятие стихотворения.

— Понравилось ли вам это стихотворение?

— Чем поразило это стихотворение?

— Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?

Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник» (по вопросам учебника). Если работа была проведена успешно, то к концу урока бóльшая часть учеников уже выучит это стихотворение наизусть.

Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.

Стихотворение построено на антитезе (определение дано в учебнике). Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.

В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер. Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.

Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

С помощью вопросов проверим усвоение теоретического понятия.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о дружбе А. С. Пушкина и И. И. Пущина, о лицейских товарищах поэта. Подготовить выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.