logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

— Это трилогия о «футлярных людях».

— В ней есть и автор, и рассказчик.

— Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

— Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский — о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин — о себе, о своей любви («О любви»).

— В рассказах дается обобщенная картина жизни.

Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»

1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

2. Как он относится к своему рассказу?

3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

5. Как и почему Беликов терроризировал город?

6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?

— За что осуждает автор Буркина?

Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»

1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?

3. Как в этом рассказе появляется автор?

4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

5. Какова роль описаний природы в рассказе?

6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?

8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

Вопросы и задания к рассказу «О любви»

1. Как и каким показан герой-рассказчик?

2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?

4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Итог урока.

Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.