logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества. Лекция учителя о личности и судьбе писателя и сообщения подготовленных учеников о его главных произведениях подчеркнут, что, стремясь к изображению в литературе праведников, писатель и сам обладал чертами праведника.

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:

— По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

— Это у вас болезнь зрения.

— Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель?

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято Господу».

Тематика индивидуальных сообщений учащихся

1. Карикатура на общественную жизнь России в романе «Некуда».

2. «Соборяне» как роман о праведниках и богатырях духа.

3. Любовь как критерий истины в повести «Несмертельный Голован».

4. «Удивительные и даже невероятные люди» в сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах» (с обобщением ранее изученного).

5. Тема праведничества в рассказе «Заячий ремиз».

Основные положения лекции учителя

1. Незаурядность и сила личности родителей Лескова. Ранняя смерть отца.

2. Невозможность юного Лескова получить систематическое образование.

3. Трехлетняя служба в Орловской уголовной палате.

4. Служба в Казенной палате в Киеве. Путешествия по России на службе у Шкотта.

5. Переезд в Петербург. Нейтральная общественная позиция в борьбе консерваторов и революционеров-демократов в 1860-е гг. Разрыв с революционерами-демократами. Невозможность участвовать в передовой русской печати.

6. Отъезд за границу. Полемические романы. (Сообщение учащегося о романе «Некуда».) Общественное одиночество Лескова.

7. Жесткая критика творчества Лескова в статье Писарева «Прогулка по садам российской словесности». Публикации лесковских произведений в журнале «Отечественные записки». (Сообщение учащегося о романе «Соборяне».)

8. Любовь в жизни Лескова. Глубокое чувство к Катерине Степановне Савицкой.

9. Формирование своего, особого литературного стиля. «Лесковский человек». (Сообщение учащегося о повести «Несмертельный Голован».)

10. «Удивительные и даже невероятные люди» в творчестве Лескова. (Сообщение о сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах».)

11. Духовный кризис писателя в 1870-е гг. Разрыв с Катковым и журналом «Русский вестник». Вторая поездка за границу. Изменение отношения к Церкви. Гнев духовенства и правительственной администрации. Сближение с Л. Толстым.

12. Сатирические тенденции в творчестве писателя в 1890-е гг. (Сообщение учащегося о рассказе «Заячий ремиз».)

Вопросы и задания для итоговой беседы

1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

2. Возможно ли праведничество в наши дни?

3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?

Итог урока.

Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.