Задачи уроков — проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.
В начале урока можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).
Работа на уроке может проводиться в 4 группах.
Группа 1 — «биографы» князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 2 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.
Группа 3 — «биографы» Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 4 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.
В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы.
Общие периоды |
Жизненный путь Болконского. «Дорога чести» |
Наблюдатели за образом Андрея Болконского |
Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я добрый и славный малый» |
Наблюдатели за образом Пьера Безухова |
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу |
Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1, ч. 1, гл. III—IV) |
Портрет. Сопоставление с другими героями. Речь |
Происхождение. Вечер у А. П. Шерер. Отношение к окружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1, ч. 1, гл. II—V) |
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями |
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис |
Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1, ч. 1, гл. III, XII). |
Портрет. Речь. Манера поведения. Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог. Речь. Поведение. Внутренний монолог. Пейзаж |
Кутежи в компании Анатолия Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1, ч. 1, гл. VI; ч. 3, гл. I—II; т. 2, ч. 1, гл. IV—VI). Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2, ч. 2, гл. 1) |
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог |
III. Духовный кризис |
Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничвшись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2, ч. 2, гл. XI) |
Портрет (глаза). Внутренний монолог-рассуждение |
Духовный кризис. На распутье |
Портрет. Внутренний монолог |
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис |
Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2, ч. 3, гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2, ч. 3, гл. I—III). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2, ч. 3, гл. IV—VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней |
Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями. Диалог |
Постепенное «пробуждение» от кризиса. Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение массонством. Попытка реорганизовать деятельность массонских лож (т. 2, ч. 2, гл. III, XI, XII; ч. 3, гл. VII). Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2, ч. 2, гл. X). Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2, ч. 5, гл. I) |
Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями и противопоставление им. Диалог |
V. Андрей Болконский и Пьер Безухов в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний |
Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3, ч. 1, гл. XI; ч. 2, гл. V, XXV). Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3, ч. 2, гл. IV—V, XIX—XXXVI) |
Портрет. Внутренний монолог. Отношения с другими героями. Пейзаж |
Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера. Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3, ч. 1, гл. XXII; ч. 2, гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3, гл. IX, XXXVII, XXXIII—XXXV) |
Портрет. Сопоставление с другими героями |
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова |
Встреча с Анатолием Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3, ч. 2, гл. XXXVII; т. 3, ч. 3, гл. XXX—XXXII) |
Портрет. Внутренний монолог |
Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4, ч. 1, гл. X—XIII) |
Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными |
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог.) |
Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества (эпилог, ч. 1, гл. XIII) |
Портрет. Речь |
Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи. Участие в тайных обществах (эпилог, ч. 1, гл. V) |
Портрет. Речь |
Итог уроков.
Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/