logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Поэт Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

...что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
— хранительницу очага, основу семьи;
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые

Нелюбимые

Сложно определить

Наташа Ростова
Марья Болконская

А. П. Шерер
Элен Курагина
Жюли Карагина

Соня
Вера
А. М. Друбецкая
Лиза Болконская

Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.

      Вопросы и задания для исследовательской работы
      1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
      — Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
      — Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
      — В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
      — Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
      — Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
      — Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
      — Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
      — Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
      — Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
      2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
      — Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
      — Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
      — Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
      3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
      — Сравните поведение Сони и Наташи.
      — Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
      4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
      — Чем привлекла Наташа князя Андрея?
      — Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
      — Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
      5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
      — Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
      — Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
      6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
      — Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
      — Как меняется Наташа под влиянием Элен?
      7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
      — О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
      — Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
      8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
      — Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
      — Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
      — Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
      9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
      — Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

      Итог урока. 

«Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
      Урок может завершиться обсуждением тем для домашних письменных работ:
      1. Динамика портрета Наташи Ростовой.
      2. Ключевые детали портрета как средство раскрытия женского характера (героиня по выбору учащегося).
      3. Общее и особенное в характерах героинь Л. Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
      4. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.