logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Эмоциональным началом уроков может стать чтение стихотворения «Памяти Ф. И. Тютчева» Алексея Апухтина.

Искусства, знания, событья наших дней —

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Интересен и сонет Игоря Северянина «Тютчев», где множество скрытых цитат указывает на те или иные стихи Тютчева:

Мечта природы, мыслящий тростник,

Влюбленный раб роскошной малярии,

В душе скрывающий миры немые,

Неясный сердцу ближнего, поник.

Вечерний день осуеверил лик,

В любви последней чувства есть такие,

Блаженно безнадежные. Россия

Постигла их. И Тютчев их постиг.

Не угасив под тлеющей фатою

Огонь поэтов, вся светясь мечтою,

И трепеща любви, и побледнев,

В молчанье зрит страна долготерпенья,

Как омывает сорные селенья

Громокипящим Гебы кубком гнев.

1926

Полезно вспомнить и выразительно прочитать стихи Тютчева о природе, изученные в начальной и основной школе. Это «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...», «Зима недаром злится...», «Листья», «Неохотно и несмело...», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер» и другие стихотворения. Цель этой работы не только эмоциональное погружение в поэзию, но и выявление наиболее ярких и характерных особенностей тютчевских стихов о природе.

Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Школьники должны вспомнить, что природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.

Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Главное место на уроках займет рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе, выявление в них основных черт его поэтики.

Главная мысль первого урока — подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия — это прежде всего философская поэзия, поэзия мысли.

Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:

1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.

1819—1822 гг. — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.

1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.

1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.

1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).

1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.

Стихотворения «Silentium!» (1830?), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «Природа — Сфинкс...» (1869) должны быть проанализированы на уроках, потому что они включены в образовательный стандарт для профильной школы как обязательные для изучения.

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

4. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

6. Индивидуальное задание 1. Подтвердите или опровергните высказывания критика Василия Гиппиуса о стихотворении «Silentium!»: «В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода („И наша общая свобода, как Феникс, зародится в нем"). Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет (30-е гг. XIX в. — Н. Б.) поэтическая тема — „поэт и люди". И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение „Silentium!" (напечатано в 1833 г.), в котором даны резкие формулы, отделяющие „я" не только от пушкинской „непосвященной" черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения („Мысль изреченная есть ложь!")». (Гиппиус В. Вступительная статья // Тютчев Ф. И. Стихотворения. — Л., 1936.)

7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Тютчева «Silentium!» со стихотворением Жуковского «Невыразимое». Есть ли здесь основания для сопоставления?

Вывод. В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один — уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков. По воспоминаниям А. Б. Гольденвейзера, Л. Н. Толстой однажды воскликнул: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения».

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»

1. К кому обращены первые строки стихотворения?

2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?

3. В чем родство природы и человека?

4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?

5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?

6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

Вывод. В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, — это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.

По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Поэтому «лист и цвет на древе» сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, т. е. развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.

Вопросы и задания к стихотворению «Природа — Сфинкс...»

1. Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?

2. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?

3. Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?

4. Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?

5. Индивидуальное задание. Сопоставьте позднее стихотворение «Природа — Сфинкс...» с ранними стихотворениями «Не то, что мните вы, природа...» и «Певучесть есть в морских волнах...». Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?

Вывод. В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому «я» злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать ее несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а ее существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к «искусу» и гибели.

Изучение остальных стихотворений можно организовать в режиме работы в группах либо предложить школьникам для самостоятельного анализа.

Группа 1. «Осенний вечер».

1. Какие образы и картины в стихотворении указывают на приметы осени?

2. Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

Светлые силы

Темные силы

Светлость вечеров
Умильная, таинственная прелесть
Багряных листьев томный, легкий шелест
Туманная и тихая лазурь
Кроткая улыбка

Зловещий блеск
Над грустно-сиротеющей землею
Предчувствие бурь
Порывистый холодный ветр
Ущерб, изнеможенье
Стыдливость страданья

3. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и «существо разумное» подчинены общим «божественным» законам мирозданья.

4. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней? Что характерно для этого переходного состояния, борьбы стихий?

5. Какие слова и выражения доказывают исключительность, неповторимость изображенного момента (прелесть, томный, ветр, ущерб, изнеможенье, увяданье, божественный и др.)?

6. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски, что он задумывается о проблемах жизни и смерти.

7. Индивидуальное задание 1. Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Как они помогают понять смысл текста?

8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной...». В чем, по-вашему, разница в описании осеннего пейзажа и чувств человека?

9. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина «Осень», «19 октября», фрагментами об осени из романа «Евгений Онегин». Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?

Группа 2. «Тени сизые смесились...».

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому «я»?

2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова «Все во мне, и я во всем!»? Докажите, что единая «мировая душа» пронизывает и природу, и человека, и его внутренний мир. (По мысли Тютчева, человек не равен природе, но и не отделен от нее непроницаемой стеной.)

3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе? 

5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому «я», чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность? (Если человеком владеет желание слиться с природой, то за это «блаженство» он «платит» утратой своей личности, своего неповторимого «я», теряет свою индивидуальность.)

7. Индивидуальное задание 1. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!».

8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева «Тени сизые смесились...» со стихотворением И. Бунина «Вечер» («О счастье мы всегда лишь вспоминаем...»).

Группа 3. «Полдень».

1. Как в стихотворении передается одухотворенность природы?

2. Какие слова и выражения подтверждают, что природа живет своей жизнью?

3. Какой смысл заключен в том, что ключевым словом первой строфы становится слово лениво?

4. Какие звукописные образы помогают понять смысл стихотворения?

5. Какой смысл выявляется при анализе пространства текста?

6. Индивидуальное задание 1. Дайте к стихотворению культуроведческий комментарий.

7. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте образы, изображающие летний полдень. При помощи каких языковых средств они создаются?

Группа 4. «День и ночь».

1. Какова композиция стихотворения? Почему в стихотворении день и ночь противопоставлены?

2. Что, по мнению лирического «я», является истинной картиной мира, а что — ложной?

3. Почему по воле богов день «златотканым» солнечным покровом должен скрывать бездну?

4. Как с природными явлениями связаны движения души лирического «я»? Почему день несет душе исцеление, а ночь — страхи? Почему именно ночь страшит человека?

5. Можно ли утверждать, что двойственность мироустройства сродни «диалектике души» человека?

6. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения Тютчева «День и ночь», «Как птичка с раннею зарей...», «Безумие», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...».

7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте контекстуальные синонимы к слову день и к слову ночь, которые употреблены в этом стихотворении. Сделайте вывод об эмоциональном наполнении этих понятий.

8. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте звукописные образы стихотворения. Можно ли утверждать, что оппозиция день — ночь проявляется в стихотворении и на фонетическом уровне?

Группа 5. «Как хорошо ты, о море ночное...».

1. В каких отношениях находятся в этом стихотворении человек и море?

2. Какими способами создается образ моря как живого существа?

3. Какое настроение придают тексту обращения, вопросительные и восклицательные конструкции?

4. Проанализируйте зрительные и слуховые образы текста. Как они помогают понять его смысл?

5. Почему человек на фоне моря чувствует себя потерянным? Что мешает ему ощущать мир так же свободно, как море?

6. Какой всеобщий смысл бытия читателю помогает понять картина моря?

7. Что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души?

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», Жуковского «Море» и Пушкина «К морю». Определите, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.

Итог уроков. Если в первом периоде творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он рисует не просто состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.

Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем» и др.). Стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок.

Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создается и языком, полным архаизмов и особых синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта миром природы.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.