logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

В 1822 г. восемнадцатилетний Тютчев отправляется в Германию, получив место чиновника русской миссии в Баварии, где увлекается немецкой литературой и философией немецких романтиков. 24 стихотворения молодого Тютчева были напечатаны в пушкинском «Современнике».

Будучи свидетелем французских революций 1830 и 1848 гг., Тютчев начинает задумываться о гибели, крахе европейской культуры и считает его неизбежным. Чтобы родился новый мир, должен погибнуть старый. И Тютчев воспринимает его гибель как бесконечно скорбную, но вместе с тем грандиозную, величественную картину. Когда рушится цивилизация и культура, мир наполняется хаосом, полным неуправляемых и грозных сил. Обреченность Европы Тютчев связывал с мыслью о России, которая должна противостоять революциям, объединив вокруг себя славянские народы (теория панславизма). Современник многих исторических катастроф в России и Европе XIX в., Тютчев переживал их как факты личной биографии. Отсюда появление в его творчестве произведений, отразивших события эпохи. Задумываясь о месте человека в истории и судьбе Родины, Тютчев создает такие стихотворения, как «Цицерон», «Над этой темною толпой...», «Эти бедные селенья...».

Учащимся можно предложить самостоятельно составить вопросы для анализа текстов или дать алгоритм анализа этих стихотворений. Порядок обсуждения предложенных проблем школьники могут определить сами.

Вопросы и задания к стихотворению «Цицерон»

1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих частей? (Стихотворение делится на три смысловые части: 1—4-й стихи, 5—8-й стихи и 9—16-й стихи. Есть мнение, что стихотворение написано под впечатлением революции 1830 г. во Франции. В первой части содержится скрытая цитата. Тютчев дает поэтическое переложение слов римского оратора Цицерона из его произведения «Брут, или О знаменитых ораторах» («Brutus sive de claris oratoribus», XCVI, 330): «...мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь», в которых выражается его сожаление о том, что он родился слишком поздно, а не тогда, когда «звезда» «римской славы» находилась в зените. Во второй части стихотворения лирический субъект спорит с римским оратором, возражая его сожалениям. Он утверждает, что Цицерону посчастливилось видеть в республике «закат звезды ее кровавый», и это, по мнению лирического субъекта, чрезвычайно важный этап его жизни. В третьей части стихотворения Тютчев поднимается до философских обобщений. Он уверен, что каждый, «кто посетил сей мир в его минуты роковые», «счастлив», потому что он непосредственный очевидец и участник истории. Ему довелось видеть крушение мира и торжество стихий. В роковые, судьбоносные мгновения истории человек, охваченный борьбой непостижимых им стихий, становится приближенным к богам, бессмертным и всемогущим. Тот, кто лицезрел величественную картину вселенской гибели, смог испытать и ужас, и невиданную красоту. Смертный человек в минуты мировых катастроф «заживо» становится участником пира богов и «их высоких зрелищ». Поэтому в такие мгновения он сам становится «небожителем» и «пьет бессмертье» из божественной чаши. Таким образом, подтекст тютчевского стихотворения в том, что каждый человек, ставший свидетелем трагических и прекрасных картин истории, становится бессмертным, потому что, как очевидец, он может нести это знание потомкам.)

2. Каково настроение стихотворения? Аргументируйте свое мнение. (Стихотворение вызывает у читателя торжественное, патетическое настроение. Оно создается возвышенными и архаическими словами и выражениями: оратор, величье, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, всеблагие, пир, высоких зрелищ зритель, небожитель, чаша бессмертья и др. Торжественным интонациям способствуют риторические восклицания и многочисленные инверсии: оратор римский, средь бурь гражданских, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, призвали всеблагие и др.)

3. Каковы основные образы стихотворения и как они взаимосвязаны? (Ключевые образы стихотворения — это образ римского оратора и возражающего ему лирического субъекта, считающего счастьем жить в переломные моменты истории. Кроме того, важное место в стихотворении занимает картина пиршества богов, вершащих историю, в совет к которым имеют счастье попасть и смертные «в минуты роковые». Человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен.)

4. Индивидуальное задание 1. Создайте историко-культурный комментарий к стихотворению, истолковав следующие слова и выражения: Цицерон, ночь Рима, римская слава, Капитолийская высота, всеблагие, высокие зрелища, совет, чаша бессмертья. Используйте для этого литературу по римской истории и греческой мифологии.

5. Индивидуальное задание 2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые характерны для романтического стиля. Докажите, что это стихотворение написано в духе романтической традиции.

Вопросы и задания к стихотворению «Над этой темною толпой...»

1. Какова история создания стихотворения? Дайте к нему историко-культурный комментарий. (В комментариях Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева к стихотворению «Над этой темною толпой...» сказано: «Непосредственным поводом к созданию стихотворения послужил церковный праздник Успенья Богородицы, на котором Тютчев присутствовал в Овстуге летом 1857 г. В то же время оно отражает думы поэта в связи с предстоящей крестьянской реформой. В сентябре того же года Тютчев высказал опасение, что крепостнический произвол будет заменен другим произволом „в действительности более деспотическим, ибо он будет облечен во внешние формы законности"») (Из письма к А. Д. Блудовой от 28 сентября 1857 г.)6.

2. Какую проблему ставит поэт в стихотворении? (Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социумом, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.)

3. Что думает поэт о положении народа? (Тютчев выступает против индивидуализма, личных эгоистических чувств власть имущих и сожалеет о «рубцах насилий и обид», которые выпали на долю «непробужденного народа».)

4. В чем, по Тютчеву, решение крестьянского вопроса? (Спасение поэт видит в осознании высших ценностей и вечных заповедей учения Христа. Он считает, что Свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон «долготерпенья» русского народа, но вряд ли она способна излечить «рубцы насилий и обид», «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». На вопрос, «кто их излечит, кто прикроет», у поэта один ответ: «Ты, риза чистая Христа...» Русский народ представляется Тютчеву образцом христианского смирения и покорности заветам Христа. Отсюда главными чертами русской нации поэт считает самоотверженность и смирение гордыни.)

Вопросы и задания к стихотворению «Эти бедные селенья...»

1. В чем Тютчев видит особенности русской ментальности, особую миссию русского народа? (Поэт уверен, что в противостоянии «Запад — Восток» России отведена особая миссия. Российская империя видится ему непоколебимым утесом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. Поэт утверждает, что бедность России и ее «смиренная нагота» таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.)

2. Какие философские мысли об истинном и ложном звучат в стихотворении? (По Тютчеву, характерные черты Родины — это «бедные селенья» и «скудная природа». Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпение поэт считает главнейшим качеством истинного христианина.)

3. Что дает поэту возможность противопоставлять «Восток» и «Запад» в пользу России? (Тайное сияние русской души не заметит «гордый взор иноплеменный», но оно видно тому, кто, подобно «царю небесному», исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет «ношей крестной» и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому «в рабском виде Царь небесный» исходил родную для поэта землю, благословляя ее смирение, долготерпение как истинные нравственные ценности.)

4. Какие особенности формы стихотворения помогают понять его смысл? (Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, ее внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего обозначена тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчеркивает аллитерация на «р»: «кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода» — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом «смиренная нагота» как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне «иноплеменного взора» и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчеркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.)

5. Какой смысл заключается в том, что стихотворение заканчивается словом «благословляя»? («Крестная ноша» русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути «Царя небесного», наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово «благословляя» является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности.)

6. Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в стихотворении Тютчева и рассказе Тургенева «Живые мощи», эпиграфом к которому писатель берет тютчевские строки.

Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...» и «Слезы людские, о слезы людские...». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа. Он считает, что Свобода как порождение цивилизации разгонит сон «долготерпенья», но вряд ли она способна излечить «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». Поэтому вторую часть урока можно посвятить практикуму по анализу лирических миниатюр Тютчева. Работу можно организовать в трех группах, предложив десятиклассникам примерный план деятельности.

План анализа стихотворений

1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).

2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.

3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.

4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.

5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.

Итог урока. По своим политическим взглядам, отразившимся в лирике, Тютчев всегда был монархистом и противником всяких революций. Но проблемы мировых катаклизмов и спасения русской души он решает с христианских и гуманистических позиций. Считая, что человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен, Тютчев видит путь спасения души в приобщении к Богу, «к ризе чистой Христа». Историческую и нравственную миссию России он уподобляет стезе «Царя небесного», благословляя покорность и смирение русского человека, его умение противостоять собственным страстям.

Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать...», где поэт размышляет, как отзовется в будущем «наше слово». Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия все равно обретет спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре «Умом Россию не понять...». В нем, как в «осколке» монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной «стати» русского человека.

Чувство «мировой скорби», вызванное многолетними страданиями угнетенного и непробужденного народа, звучит в лирической миниатюре «Слезы людские, о слезы людские...». Глубокое чувство лирического «я» подчеркивается в стихотворении особыми поэтическими интонациями, обращениями, повторами, инверсиями, эллиптическими конструкциями, особым звуковым строем текста.

Величественность и бесконечность природы, вызывающие в Тютчеве восхищение и трепет, породили приподнятость, торжественность лирики поэта и ее жанровые особенности. В стихах Тютчева слышны интонации оды, поэт тяготеет к созданию стихотворений с выраженной поучительной направленностью, пророчествами. Для его стихов характерны начальные утвердительные обороты, наполненные возвышенным пафосом. Предельно сжатые поэтические миниатюры Тютчева напоминают фрагменты крупных лирических форм, так как вмещают в себя масштабное философское содержание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.