logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Этот урок может быть проведен в форме лекции, в которой учитель расскажет о реализме как художественном методе и литературном направлении и основных представителях реализма в Западной Европе и в Америке. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших писателей классического реализма Англии (Ч. Диккенс, У. Теккерей); Франции (Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер); Америки (М. Твен) (по выбору учителя и учащихся).

Примерный план лекции

1. Реализм как литературное направление и как художественный метод. Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности: объективность, выявление законов социальной жизни, причинно-следственные связи в историческом развитии общества, исторический и социальный детерминизм (взаимообусловленность человеческих отношений, истории и общества).

2. Изображение социального организма как совокупности и разнообразия индивидуальностей. Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего и индивидуального, а общее выступает в индивидуальной оболочке.

3. Для реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала и действительности, как в романтизме.

4. Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни, однако для постижения сущности явлений в реализме возможны фантастика, гротеск, гиперболы и т. п.

5. Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям. Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия. Вместе с тем художественный мир каждого писателя-реалиста индивидуален и своеобразен.

6. Одновременное становление романтизма и реализма в Англии. Бытописательные и нравоописательные очерки Ч. Диккенса. Многообразие видов романа в его творчестве. Сентиментально-юмористический характер «Посмертных записок Пиквикского клуба» и критика безнравственного и антигуманного буржуазного мира в романе «Домби и сын». Нравственная проблематика, сатира и гротеск в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

7. Зарождение реализма во Франции. Стендаль — основоположник психологического романа. Поиск причин жизненных явлений в окружающей действительности, акцент на внутреннем мире человека в его произведениях. Ум, воля и чувства героев Стендаля. Жизнь человека на фоне буржуазного общества в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Экономические основы развития истории и частной жизни. Причинно-следственный характер описания общественной жизни. Предметная деталь как примета времени и характера человека. Прозаизм, трагизм и материальный характер человеческих конфликтов в романах Бальзака. Новый герой-буржуа. Нравственные критерии ценностей буржуазной эпохи и буржуазного человека. Деньги как мерило буржуазной «морали». Принципы реализма в исторических романах и пьесах П. Мериме. Особенности сюжетов и героев новеллистики писателя. Психологизм в изображении внутренней жизни человека. Осуждение буржуазной действительности в творчестве Г. Флобера. Его неверие в гуманизм научно-технического прогресса и положительные перспективы исторического развития. Единственный положительный идеал писателя — искусство. Бунт против пошлости жизни в романе «Госпожа Бовари». Предельная объективность изображения действительности Флобером. Натурализм как литературное направление в творчестве Э. Золя и Г. Ибсена.

8. Реализм в Америке. Юмор, жизнерадостность и глубокий оптимизм в творчестве М. Твена. Образ мира в его романах. Конфликт между естественностью и цивилизацией, между человечностью и буржуазными нормами жизни. Мечта о естественном равенстве людей, уничтожении условностей их социального разделения. Столкновение феодализма и капитализма в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Разочарование в благотворной роли технического прогресса. Изображение бездуховности современной писателю Америки и тревога за будущее человечества.

9. Зарождение реализма в России. Его «сосуществование» с романтизмом. Ироническое отношение к романтическому герою, находящемуся вне романтической среды. Исторический и социальный детерминизм на русской почве. Главный герой литературы русского реализма — обыкновенный человек, поставленный в условия «игры» со средой. Развитие реализма в России было связано с изображением внутренних стимулов поведения человека, его душевной жизни. Приоритет и эволюция прозаических жанров в литературе русского реализма.

Итог урока.

Реализм в европейской, американской и русской литературе, несмотря на различную социально-историческую почву, имел ряд постоянных признаков, характерных для разных национальных литератур. Это историзм, социальный анализ, типизация и широкая распространенность героев и жизненных явлений. Изображение внутренней жизни героев и раскрытие характеров происходило через показ их индивидуальности. Писатели-реалисты стремились воссоздать мир как противоречивый, но цельный организм. Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти денег над человеческой душой, свойственно изображение деградации человеческой личности под влиянием пошлой среды. Эти черты реализма проявились в творчестве Г. де Мопассана и Г. Ибсена.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.