logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Моральная чистота и свойственный русской ментальности максимализм отразились в стихотворении Толстого «Коль любить, так без рассудку...», с чтения которого можно начать урок. Эта нравственная позиция объясняет его философию красоты как в лирике природы, так и в любовной поэзии, потому что поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира.

В начале урока возможна литературная композиция, в которую войдут стихотворения «Пустой дом», «Меня, во мраке и в пыли...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...» и др.
На лирику природы наложила отпечаток романтизация старины и русской истории. Природа для него и нетленная красота, и исцеляющая сила, дающая человеку и физическую, и нравственную мощь. Для его лирических пейзажей характерны философски-исторические раздумья и о судьбе Родины, и о чувствах влюбленного человека.
В этом ключе могут быть интерпретированы прозвучавшие в литературной композиции стихотворения.
Эмоциональный накал уроку может придать рассказ учителя или учащихся о любви Алексея Толстого и Софьи Миллер, ставшей его женой, единственной любовью и музой. (См. книгу Р. Белоусова «Я помню чудное мгновенье...».)
В рассказ уместно включить чтение стихотворений «Средь шумного бала, случайно...» (или прослушивание романса Чайковского на эти стихи), «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...» и др.
В центре урока текстуальный анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...».

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах. Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.
      
Группа 1. «Острою секирой ранена береза...».
      
Группа 2. «Не ветер, вея с высоты...».
      
Группа 3. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад...».
      
Группа 4. «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо...».
Эмоциональным финалом урока станет прослушивание стихотворения «То было раннею весной...», написанного поэтом незадолго до смерти, или романса на эти стихи. Итоговый вопрос урока — в чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?

План анализа лирики

Структурно-семантический аспект

Историко-литературный аспект

1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны)

1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе)

2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т. п.)

2. Историко-культурные и биографические комментарии

3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль)

3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль

4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

4. Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта

5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры)

5. Эпиграф и его смысловая роль

6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста

6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички

7. Стихотворный размер и его смысловая роль

7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль

8. Особенности рифмовки и их смысловая роль

8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль

9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль

9. Датировки, указания на место написания

10. Пространственно-временные отношения в тексте и их смысловая роль

10. Условность описаний в лирическом тексте

11. Смысл названия стихотворения

12. Внутренний облик лирического героя


Итог урока. 
Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь — это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.