logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот», знакомству с которым можно посвятить уроки внеклассного чтения.

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867— 1868 гг. тоскующим по Родине писателем. У романа две редакции: 1-я — князь-бунтарь; 2-я — «тихие» черти. Почему же Достоевский меняет характер главного героя? Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». Поэтому в герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

Черты Дон Кихота

— Смешной, невпопад действующий рыцарь.

— Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.

Черты Иисуса Христа

— Внешность, поведение (не от мира сего).

— Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).

— Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.

— Лишен плотского начала.

— Произносит проповеди.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)

2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается в этом мире во зло.)

3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)

4. Почему происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; скромная внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).)

5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)

Дон Кихот  →мир  → его высмеяли

Иисус Христос  →мир  → его распяли

Князь Мышкин → мир  → сходит с ума

6. Можно ли считать князя жертвой этого мира? (Суть его натуры — человеколюбие, что роднит его с Иисусом Христом.)

7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» (Настасья Филипповна); «Я с человеком прощусь» (Ипполит)?

Вывод. Главные проблемы романа — это:

— борьба добра со злом в жизни, во внутренней природе человека;

— сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности;

— эгоизм и самопожертвование;

— жизненное призвание человека;

— страдание и протест.

Итог уроков.

В романе «Идиот» изображены «все глубины души человеческой». Роман трагичен, идея «воспитания» мира по христианским законам человеколюбия терпит крах. Зло побеждает. Князь Мышкин сходит с ума, так как он не может постичь этот мир, мотив «горя от ума» по-иному претворяется в романе. Но появление князя Мышкина не осталось бесследным, его помнят и помнят его проповеди, его веру в человека. Князь Мышкин — это «Раскольников наоборот», не насилие, а терпение и доброта.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.