logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задача уроков — показать на примере пьесы «Лес» своеобразие пьес этого периода в творчестве Островского, роль композиции и системы героев в раскрытии конфликта.

В конце 1860—1870-х гг. A. H. Островский пишет ряд острых сатирических комедий, самой интересной из которых является «Лес». Продолжая традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Здесь появляются иные герои, а пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт.

На уроках, посвященных обсуждению пьесы «Лес», следует остановиться на четырех моментах:

1. Символическое значение названия пьесы. Лес — это образ русского национального мира.

2. Противостояние нравственным порокам благородных свойств, причем нравственные пороки — это качества привилегированных сословий, а благородные свойства присущи чаще бедным людям.

3. Смысловая роль игры. Игра как форма жизни. Герои-актеры.

4. Своеобразие пьесы. Приемы авторского стиля.

Четыре направления работы на уроке определят и его форму. Можно обсуждать пьесу со всем классом, а можно дать задания по группам. В любом случае беседа начинается с названия. Таким образом, первое направление работы — выявление символического смысла названия пьесы.

Вопросы для обсуждения

1. Какой смысл имеет название пьесы? Только ли о конкретном лесе говорится в комедии? Как сочетаются между собой два пространства: лес и сад?

(Значения названия: конкретное — тот лес, который продают; символическое — лес как своеобразное состояние отношений между людьми; нравственное — лес, который может помочь людям стать счастливее; обобщенное — лес как образ русского национального мира (вспомните Русь, окруженную дебрями).) Интересно, что в декорациях лес появляется только во втором действии, когда встречаются Аксюша и Петр. В этом же действии из леса выходят Несчастливцев и Счастливцев. Конкретно о лесе говорят немного, но он как будто присутствует во всех действиях.

Для анализа текста следует выбрать следующие эпизоды: действие 1, явл. 1, 6; действие 2, явл. 1, 2, 7; действие 3, явл. 4; действие 5, явл. 9.

Вопросы для обсуждения

Действие 1, явл. 1, 6

1. Как говорят о лесе Аксюша и Карп? Как характеризует их такое отношение к лесу? Почему Аксюша на слова Карпа отвечает: «Не дай Бог»? Почему она не хочет, чтобы деньги за проданный лес пошли ей на приданое?

2. О каком лесе идет речь? Только ли о том, который собираются продавать?

3. Как раскрываются характеры Гурмыжской и Восмибратова в их разговорах о лесе? Что их интересует в лесе прежде всего?

4. Почему об одном и том же лесе герои говорят абсолютно по-разному — в зависимости от выгоды?

5. Чья еще судьба зависит от продажи леса?

Действие 2, явл. 1, 2, 7

1. Какую роль играет лес во втором действии? во время свидания Аксюши и Петра? во время прихода Несчастливцева и Счастливцева?

2. Символом чего становится лес во время расплаты Восмибратова с Гурмыжской?

Действие 3, явл. 4

Как вы понимаете фразу Карпа: «Да и то сказать — образование; а здесь-то что? Одно слово: лес»?

Действие 5, явл. 9

Как вы понимаете монолог Несчастливцева: «Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

Вывод. 1) Образ-символ «лес» помогает раскрыть характеры героев, так как он постоянно присутствует в разговорах о продаже леса, о деньгах, которые получат за него, в репликах Карпа, переживающего, что все продают, в решении судьбы Аксюши и Петра. 2) Лес олицетворяет собой «сыр дремучий бор», т. е. безнравственность ряда героев; в более широком смысле лес — это что-то темное, дремучее, непролазное. 3) Лес показан и как некая сила, которая отомстит героям, продавшим его, потому что за продажей  — разорение.

Второе направление работы — это изучение системы образов.

К первой группе мы отнесем героев из привилегированных сословий: Гурмыжская, Буланов, Милонов, Бодаев.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что можно сказать, анализируя их фамилии? Сопоставьте две последние, что они напоминают? Случайно или нет Островский взял для героя фамилию Милонов, напоминающую персонажа комедии Фонвизина «Недоросль»?

2. Почему в описании героев (афиша) такое большое внимание уделяется их одежде: Гурмыжская «одевается скромно, почти в трауре», Милонов «одет изысканно, в розовом галстуке», Бодаев «в черном сюртуке, наглухо застегнутом, с крестами и медалями по-солдатски»?

3. Расскажите о Гурмыжской. Как о ней говорят в уезде? Почему она считается самой добродетельной?

4. Докажите, что в образе Гурмыжской два плана. Для этого проанализируйте диалог с Улитой, в котором они вспоминают прошлое.

5. Как раскрывается характер героини в сопоставлении с другими героями: Аксюшей, Карпом, Булановым?

6. Чем для Гурмыжской стал лес? Почему Восмибратов  пытается обмануть помещицу, расплачиваясь с ней?

7. В чем выражается безнравственность героини?

8. Какой смысл в пьесе имеют образы Милонова и Бодаева?

9. Как показан Буланов? Почему о нем говорится, что он недоучившийся в гимназии? Зачем Гурмыжская рассказывает о его богатом прошлом и о бедном настоящем?

Ко второй группе мы отнесем героев бедных по материальному достатку, но богатых душевно: Аксюша, Петр, Несчастливцев.

Вопросы для обсуждения

1. О чем говорит описание девушки: «одета чисто, но бедно, немного лучше горничной»?

2. Что мы узнаем о ее судьбе? Какую роль в ее жизни сыграла Гурмыжская и какую хочет еще сыграть?

3. Как характеризует Аксюшу ее отношение к лесу, к деньгам, которые якобы пойдут ей на приданое?

4. Как ведет себя девушка с Булановым, с Гурмыжской, т. е. с теми людьми, от которых она зависит?

5. Почему к ней Карп относится хорошо, а Улита плохо? Зачем Гурмыжская заставляет Улиту следить за Аксюшей?

6. Какие поступки говорят о сильной любви Аксюши и Петра? Сравните их любовь с «любовью» Гурмыжской и Буланова?

7. Какую роль в пьесе играет актер Несчастливцев? Что можно о нем сказать по его монологам?

8. Как меняется его отношение к тетушке, которую он сначала защищает от Восмибратова, а потом, узнав о ее романе, требует у нее свои деньги?

9. Почему именно он помогает Аксюше и Петру?

10. Как вы думаете: Несчастливцев — талантливый актер или нет?

Есть мнение, что в образе Несчастливцева отразились черты двух актеров: Николая Хрисановича Рыбакова (1811— 1876) и Корнелия Николаевича Полтавцева (1823—1866). Рыбаков — провинциальный актер, игравший преимущественно в театрах южных губерний России и Поволжья. Он был чужд «торгашескому духу старого провинциального театра», противостоял ему «всей своей жизнью». Полтавцев — тоже провинциальный актер, игравший вначале в Москве. Он «обладал прекрасными данными, но яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со склонностью к ложной патетике, внешним эффектам» («Театральная энциклопедия», 1965).

Вывод. Распределив героев по группам, мы видим, что представители привилегированного сословия лишены человеческих чувств, они безнравственны, эгоистичны, лицемерны, а другие герои способны помочь, они добры, верны и преданны. Получается, что бедные сохранили в себе нравственные качества, а богатые нет. Но Островский не решает так прямолинейно эту проблему: богатый — безнравственный, а бедный — нравственный. Буланов, обеднев, почему-то не приобрел положительных качеств, а стал еще более отвратителен в своем стремлении любыми путями добиться материального благополучия, актер Счастливцев тоже не прочь приобрести деньги даже не очень честно, а слуга Карп вызывает наши симпатии.

Третье направление исследовательской работы учащихся связано с игрой. Во-первых, в пьесе непосредственно появляются герои-актеры; во-вторых, герои играют, пытаясь скрыть свои истинные намерения. Наблюдая над текстом, школьники выбирают все цитаты, связанные с игрой.

Действие 1, явл. 2

Буланов играет роль хозяина дома, пытаясь приказывать Карпу. Аксюша говорит: «Что я здесь за игрушка для всех?»

Действие 2, явл. 4

Гурмыжская играет роль непонятой благодетельницы.

Милонов играет роль человека, восторгающегося Гурмыжской.

Действие 1, явл. 7

Гурмыжская подозревает Аксюшу в том, что она играет перед ней хитрую роль. Она же говорит: «...я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть комедию».

Действие 2, явл. 2

Появляются Несчастливцев и Счастливцев. Из их разговора мы узнаем, как живется актерам. Два актера введены для противопоставления: первый — трагик, готовый помочь другим, второй — комик, думающий прежде всего о себе.

Действие 3, явл. 4

Счастливцев играет слугу Несчастливцева, который, в свою очередь, играет отставного военного, получается спектакль в спектакле.

Действие 3, явл. 12

Слова Гурмыжской о себе: «Играешь-играешь роль, ну и заиграешься».

Действие 5, явл. 9

Несчастливцев произносит монолог из Шиллера.

Вывод. Почти все герои играют какие-то свои роли, кто-то играет благородство, прикрывая свои неблаговидные поступки, кто-то играет в силу своей профессии, кто-то пытается заставить других играть по своей воле. «Весь мир лицедействует».

Четвертое направление работы — это изучение художественных особенностей пьесы.

1. Особенности жанра.

— Как можно определить жанр пьесы?

— Почему Островский назвал «Лес» комедией? В чем ее жанровые особенности? (Это сатирическая комедия, цель которой — разоблачить порок.)

2. Парные герои.

Зачем введены парные герои: Несчастливцев — Счастливцев; Улита — Карп; Милонов — Бодаев? (Они выполняют двойную роль: во-первых, противопоставляются друг другу (Мейерхольд в спектакле «Лес» трактовал Несчастливцева и Счастливцева как Дон Кихота и Санчо Панса); во-вторых, дополняют друг друга, например, Милонов восхваляет Гурмыжскую, а реплики Бодаева противоположны:

Милонов. Раиса Павловна, поверьте мне, все высокое и все прекрасное...

Гурмыжская. Верю, охотно верю. Садитесь, господа!

Бодаев. Надоели.)

3. Сопоставление реплик.

Найдите реплики, которые перекликаются между собой. (Бодаев. И вам не стыдно, что ваш племянник, дворянин, пишет, как кантонист? (действие 1, явл. 4); Несчастливцев. Где ж тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты, как подъячий! (действие 5, явл. 9).)

4. Роль второстепенных героев.

— Какова роль Карпа и Улиты? Почему Карп не любит Улиту?

— Определите отношение Карпа к другим героям. (На просьбу Аксюши откликается сразу; на требование Буланова не обращает внимания.)

5. Роль природы.

— Каким в пьесе показано пространство действия? (Дом окружен садом, а сад лесом — глушь при внешней цивилизованности.)

6. Необычные герои-актеры. «Пьеса в пьесе».

— Найдите монологи, где актеры исполняют свои сценические роли. Какой двойной смысл заключен в этих монологах?

Итог уроков. Комедия «Лес» поднимает проблемы человеческих взаимоотношений, милосердия, добра и зла, нравственного и безнравственного. Островский уверен, что добро существует, т. к. простые люди сохраняют в себе нравственные начала. В пьесе проявляется высокое мастерство драматурга.

Изучение темы завершается сочинением или контрольной работой.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.