logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи уроков по творчеству Чернышевского — познакомить учащихся с судьбой писателя, критика и общественного деятеля, с его эстетическими взглядами, представленными в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», с романом «Что делать?», его проблематикой и поэтикой, особенностями жанра романа-утопии.

Эпоха, выдвинувшая в лидеры Чернышевского, полна мятежей и бунтов. Трудно было оставаться в стороне. Это состояние действия выражено в стихах Н. Добролюбова:

Я ваш, друзья, — хочу быть вашим,

На труд и битву я готов, —

Лишь бы начать в союзе нашем

Живое дело вместо слов.

Начать урок следует со знакомства с писателем. Можно дать задание учащимся подготовить небольшие сообщения о страницах биографии Чернышевского, об основных этапах его жизни. Обязательно следует остановиться на неоднозначном отношении к нему сейчас, сообщить разные точки зрения на его жизнь и творчество. Это особенно важно, так как в последнее время существенно изменился взгляд на сторонников революционного преобразования действительности.

Основные положения лекции учителя

1. Неоднозначность оценок жизненного и творческого пути Чернышевского. Одни считали его «угрюмым, злобным», другие — «милейшим, симпатичнейшим, трудолюбивейшим» человеком, третьи — «неразрешимой загадкой». Изменение оценок Чернышевского связано с изменением времени, появлением новых взглядов на историю русской литературы.

2. Чернышевский родился в один год с Львом Толстым — в 1828 г. Детство, семья писателя. Отец — образованный и уважаемый человек, протоиерей Сергиевского собора г. Саратова. Определенный духовный уклад в семье. Многолюдный (мать не расставалась со своей сестрой) дом находился на берегу Волги. Мальчик много читал, даже называл себя «библиофагом» (пожирателем книг): Цицерона в подлиннике, не обращаясь к словарю, «Историю римского права» Роллена в переводе В. К. Тредиаковского сравнивал с подлинником. Из воспоминаний писателя о детстве: «Никто нас не приохочивал, но мы полюбили читать. А кроме того, мы жили себе, как нам вздумается. Были постоянные советы нам, чтобы мы не разбивали себе лбов... Поощрение к хорошему? — собственно, лишь пример жизни старших». Отец занимался с сыном сам и весьма успешно. До поступления в университет Чернышевский знал латинский, греческий, немецкий, французский, персидский, арабский, татарский языки. В 15 лет составил грамматику татарского языка. Отрицая определенные политические взгляды этого человека, следует отметить его удивительное трудолюбие.

3. 1846 г. — поступление в Петербургский университет. Время и Петербург захватили, но юноша жадно учится. 1848 г. — в России засуха, неурожаи, голод, разорительные пожары, эпидемия холеры. Налицо кризис крепостничества, хотя до 1861 г. еще далеко. Революции в Европе: во Франции, Италии, Австрии, Венгрии. «Года полтора я только и делал, что читал газеты», — писал Чернышевский. И еще одна запись в дневнике о себе: «Красный республиканец и социалист». Так время превратило мальчика из семьи священника в революционера.

4. Работа учителем в городе Саратове. Смелые высказывания на уроках. Женитьба на Ольге Сократовне Васильевой, не испугавшейся революционных убеждений мужа, которые он не скрывал от нее.

5. Снова Петербург. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», которая около двух лет пролежала без защиты. Защита 10 мая 1855 г. Главное в диссертации: а) борьба с «чистым искусством» (так называли произведения без социальной направленности); б) выступление против Гегеля и его абсолютной идеи; в) утверждение, что источником искусства является жизнь; г) мысль о том, что создания искусства ниже прекрасного в самой жизни, они не могут сравниться с живой действительностью; д) само искусство не нуждается в восхвалении; е) «прекрасное есть жизнь», но сама жизнь не прекрасна, писатель должен вынести ей приговор. (Сообщение учащегося о диссертации Чернышевского.)

6. С 1855 г. работа в «Современнике». Чернышевский руководит отделом критики. В статье о «Детстве», «Отрочестве», «Военных рассказах» Л. Н. Толстого критик пишет: «Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, — благородное и прекрасное, несмотря на все остатки ветхой грязи, потому что все свои силы напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов». (Сообщение учащегося о литературно-критической деятельности Чернышевского.)

7. Сложные 1860-е гг. Основной вопрос времени: нужно что-то делать. Это время начала и поражения в Крымской войне; 1862 г. — массовые репрессии, на 8 месяцев закрыт журнал «Современник», действует тайное общество «Земля и воля», арест петрашевцев и Чернышевского. Арестованный 7 июля 1862 г., он заключен в 11-ю одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл 688 дней. Здесь создается роман «Что делать?», явившийся попыткой ответить на основной вопрос времени. Роман звал на борьбу, как и строки идейного союзника Чернышевского поэта Некрасова:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупрёчно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Поэт и гражданин

8. В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору зовите Русь... помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей». 19 мая 1864 г. — гражданская казнь Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге. Отправка в сибирскую ссылку для отбывания каторжных работ. Три года пребывания в Кадае (на монгольской границе), а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. По окончании срока каторги 12 лет насильственного поселения в Вилюйске, находящемся в якутской тундре. Перевод в Астрахань, а затем после 21-летней ссылки разрешение на переезд на родину, в Саратов. Здесь писатель прожил всего 3 месяца и скончался 29 октября 1889 г.

Итог урока.

Личность Чернышевского неоднозначно воспринимается читателями, современному школьнику кажется отрицательной и непонятной (он сформировался в сложное время, приняв взгляды революционных демократов, встав на сторону революции). Но человеком он был интересным, убежденным, широко образованным, обладающим материалистическим мировоззрением. Его роман «Что делать?» поможет глубже понять эпоху.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.