logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

На уроке учащиеся будут изучать следующие главы романа «Что делать?»: «Жизнь Веры Павловны в родительском доме», «Особенный человек»; первый, второй, третий, четвертый сны Веры Павловны.
О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: «Построение романа идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Вся структура романа вмещается в эти слова.

      Вопросы и задания для вступительной беседы
      1. Какова структура романа? Определите ее, анализируя оглавление.

Главы

Связь с сюжетом. Сны

1. «Дурак»

Интригующая завязка

2. «Первое следствие дурацкого дела»

Аллегорический призыв к революции

3. «Предисловие»

Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»

4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»

Старый мир

5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»

Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон

6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»

Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек

7. Глава четвертая. «Второе замужество»

Мечты о будущем. Четвертый сон

8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»

Предчувствие революции

9. Глава шестая. «Перемена декораций»

Итог

      2. Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский? Как вы понимаете эти слова?
      Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»
   1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?
   2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»? (Пошлые люди — это тот старый мир, представленный в самом начале Сторешниковыми и Марьей Алексеевной, о которой автор говорит: «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны». Значит, главное — изменить среду, чтобы не было пошлых людей. Эти слова аллегорически дублируются во втором сне Веры Павловны, где говорится о двух типах грязи.)

      Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»
      1. Однороден ли старый мир?
      2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
      3. Как называет их автор? (Это новые люди, рожденные в недрах старого мира: «Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени». Не случайно роман имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях».)
      4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
      5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

      Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»
      1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
      2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
      3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? В чем его особенность?
      4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
    5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
    6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете? (По мысли Чернышевского, Рахметов — это профессиональный революционер, подчинивший свою жизнь подготовке революции: «Рахметов — человек революционного действия... Ни к кому он так не строг и не взыскателен, как к себе». Он сам себя воспитывает, сам «делает» свой характер. С ним связана тема будущего. Говоря об этом герое, можно поднять проблему самовоспитания.)
      Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»
      1. Первый сон — о сыром подвале.
      — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
      — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
      — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?
      — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
      — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?
      — Как этот сон связан с судьбой Верочки?
      2. Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.
      — Как расшифровать этот сон?
      — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?
      — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
      — Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
      — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
      3. Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.
      — Какую роль играет этот сон в сюжете?
      — Как он связан с судьбой героини?
      4. Четвертый сон — о будущем.
      — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?
      — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?
      — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?
      — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
      — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
      — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?
      — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
      — Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?
      Итоговый вопрос урока
      Почему «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
      Интересным может быть заключительный блок урока или даже целый урок, проведенный по сопоставлению романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина, где воплощена и доведена до крайнего предела идея равенства. Роман «Что делать?» — это роман-утопия. Словарь дает такое определение этого жанра: «Утопия (греч. — благословенное место, которого нет) — изображение идеального общества, нереальные планы социальных преобразований». Словом «Утопия» названа книга Томаса Мора.

«Что делать?»

«Мы»

1. Человек — хозяин всего (в лучшем смысле)

1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому

2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский. Хорошо!)

2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение

3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное

3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Таким образом, идеалистическая, привлекательная идея Чернышевского доведена до полного воплощения Замятиным. В результате — абсурд.


Итог урока. 

Роман Чернышевского «Что делать?» имеет несколько композиционных линий, которые пересекаются и создают аллегорическую картину. Во-первых, это линия Веры Павловны. Героиня уходит из пошлого мира и начинает строить новую жизнь, связанную с какими-то революционными изменениями. Во-вторых, линия революции, связанная с образом Рахметова, в-третьих, линия будущего.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.