logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Итоговый контроль уровня литературного развития учащихся за учебное полугодие может быть проведен в форме зачетной работы, проверяющей начитанность, умения литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся.

Работа должна включать в себя задания, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения, и задания, проверяющие уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе. В контрольную работу должны быть включены вопросы и задания по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тютчева, Фета, так как, согласно стандарту, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В процессе выполнения работы десятиклассники не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты.

Предлагаем варианты зачетной работы для базового (А) и профильного (Б) уровней.

Уровень А

1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:

а) «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Демон». Как в них меняется отношение лирического героя к окружающему миру?

б) «Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях». Каково авторское отношение к общей теме этих стихотворений?

в) «Полдень», «Осенний вечер», «День и ночь». Каково авторское отношение к природе в этих стихотворениях?

2. Из каких произведений эти строки:

а)     Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума.

Назовите особенности жанра этого произведения.

б)     О чем же думал он? О том...

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег; что ведь есть

Такие праздные счастливцы

Ума недальнего, ленивцы,

Которым жизнь куда легка!

Какая «сквозная» тема русской литературы отразилась в этом произведении?

в) На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.

По каким реалиям текста вы определили произведение?

3. Перечислите стихотворения А. С. Пушкина о любви. Докажите цитатами из них, что тема любви переплетается у поэта с темой свободы.

4. Назовите 3 стихотворения М. Ю. Лермонтова о жизни и смерти. Запишите такие строки из них, где автор говорит о философском отношении к этой проблеме.

5. Назовите стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. Как в них проявилось философское отношение поэта к природе?

6. Назовите последовательность времен года в романе И. А. Гончарова «Обломов». Каков смысл смены времен года в романе?

7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «юмор — ирония — сатира — сарказм»? Подтвердите свои мысли примерами.

8. Проанализируйте художественные образы, с помощью которых Н. В. Гоголь рисует картину Невского проспекта в повести «Невский проспект». Прокомментируйте авторские оценки и роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Невского проспекта.

9. Проанализируйте стихотворение Фета «Одним толчком согнать ладью живую...». В чем сущность размышлений поэта о поэтическом даре?

10. Проанализируйте эпизод именин Обломова из романа Гончарова «Обломов» (часть IV, глава II). Почему Обломов не принимает предложений Штольца? Какие черты русского национального характера присущи обоим героям? Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к героям.

Уровень Б

1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:

а) «Соловей», «Снигирь», «Бог». Как в них отразилось авторское отношение к духовным возможностям человека?

б) «Море», «Эолова арфа», «Певец во стане русских воинов...» Определите их жанр.

в) «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка». Каково авторское отношение к жизни в этих стихотворениях?

г) «Против течения», «Илья Муромец», «Государь ты наш батюшка...». Как в них отразилось авторское отношение к русской истории?

2. Из каких произведений эти строки:

а)     ...Граф Хвостов

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов.

Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.

б)     Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Докажите, что особенности поэтического синтаксиса в этом отрывке помогают понять характер переживания лирического героя.

в)     Так, весь овеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Назовите другие стихотворения поэта на эту же тему. Каково авторское отношение к ней?

3. Назовите стихотворения Пушкина, связанные с темой дороги. Докажите, что образ дороги у поэта имеет символическое и философское звучание.

4. Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова, связанные с «жанром» молитвы. В чем специфика его отношения к молитве как способу духовного общения?

5. Назовите произведения русских писателей XIX в., в которых развивается тема «маленького человека». Откуда появилось это название?

6. Перечислите женские образы романа И. А. Гончарова «Обломов». Назовите детали портрета, характерные для каждого образа.

7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «персонаж — герой — характер — тип»? Подтвердите свое мнение примерами.

8. Проанализируйте систему образов-персонажей в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Как это помогает в понимании ее идейного смысла? Аргументируйте свою позицию.

9. Проанализируйте стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились...». В чем особенности его содержания и формы? Докажите, что оно носит философский характер.

10. Проанализируйте письмо Обломова к Ольге Ильинской и сцену их объяснения из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава X). Какими способами автор передает психологический подтекст эпизода?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.