logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: познакомить шестиклассников с историей создания, сюжетом баллады, народными обычаями, отраженными в произведении; рассмотреть идейно-эмоциональное звучание баллады; провести наблюдение над языком и народностью баллады В. А. Жуковского.

Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; комментированное чтение баллады.

Термины: баллада, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Чтение вступительной статьи учебника с включением сообщений учащихся о биографии поэта (домашнее задание учебника 1) и комментариями учителя. Следует сказать о чертах характера поэта (человека мягкого, доброго, впечатлительного, отзывчивого, имеющего безупречный вкус), о жанре сказки в творчестве В. А. Жуковского, об особом месте жанра баллады в творчестве поэта и о роли фольклора в его произведениях. Учащимся сообщается, что поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых отдельное место занимают баллады, посвященные теме любви («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»). Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Поэт обращался, в частности, к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта.

II. Рассказ учителя об истории создания баллады «Светлана» (с использованием комментариев к балладе).

В. А. Жуковский работал над балладой четыре года — с 1808 по 1812 год. Он обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету свадьбы с мертвецом, который до этого был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в балладе «Ленора». Девушка ждет с войны своего возлюбленного, жалуется на Бога и судьбу. В полночь появляется ее жених, который зовет героиню поехать в далекий дом, оказавшийся могилой. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога. Учащимся предлагается обратить внимание на то новое, что вносит в балладу «Светлана» Жуковский (народный колорит, народный язык, национальный характер героини), понаблюдать, как народность раскрывается в тексте баллады.

III. Выразительное чтение баллады «Светлана» учителем или группой подготовленных учащихся можно сопроводить презентацией иллюстраций к балладе, в том числе репродукции картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Учащимся рассказывается об адресате — племяннице поэта Саше Протасовой (Александре Воейковой в замужестве), для которой баллада стала свадебным подарком.

IV. Анализ баллады можно предварить вопросами на восприятие, которые помогут активизировать учащихся, проверить знание и уровень понимания текста баллады и образа главной героини — Светланы:

1. О чем говорится в балладе?

2. С какой сцены начинается балладное действие?

3. Что можно сказать о героине баллады Светлане?

4. В чем концовка баллады не соответствует традиции данного жанра?

Перечитывание фрагментов баллады и работа с текстом помогут углубить восприятие учащихся, осознать идейные и художественные особенности произведения.

Примерные вопросы и задания:

1. Найдите в балладе описание народного быта, изображение народных обрядов, традиций. Дополните примеры сообщениями о русских народных обычаях, упомянутых в балладе.

2. Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений, использования художественных приемов, создающих ощущение атмосферы народности.

3. Найдите примеры сказочного, фантастического, страшного в балладе. Что из найденного можно отнести к а) таинственному, б) темному, в) светлому?

4. Опишите время года, изображенное в балладе. Какие средства, детали, образы помогают его почувствовать и увидеть?

5. Проследите, как время, место действия и сюжет соотнесены в балладе.

6. Выделите основные фрагменты балладного повествования. Какое настроение в каждом из фрагментов передает автор?

7. Как относится героиня к разлуке с любимым, к гаданию, к встрече с женихом?

V. Анализ авторской позиции в балладе «Светлана». Для раскрытия понятия «авторская позиция» можно обратиться к вопросам 1—5 учебника, записать определение авторской позиции, пояснить способы ее выражения в художественном произведении (с использованием материалов «Краткого словаря литературоведческих терминов»). Далее рассматривается вопрос 9 учебника. Учащиеся должны отметить, что Светлана сохраняет верность любимому, не отступается от близкого ей человека, не ропщет на Бога и на судьбу, демонстрирует силу веры. Очевидно, что финал баллады жизнерадостен. Жуковский показывает чудесное пробуждение героини — мистическое путешествие с мертвецом оказывается сном. Рассмотрению понятия «авторская позиция» будет посвящен и следующий урок по балладе, где работа над образом Светланы и над особым звучанием баллады будет продолжена.

VI. Домашнее задание:

1) выписать в тетради цитаты, характеризующие Светлану;

2) выполнить задание 10 учебника.

Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 6.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.