logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.

На первом уроке по творчеству Жуковского необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах: «Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на европейской литературе, прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое, самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 г.: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

В рассказе учителя о творческом пути Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества.

1. Раннее творчество (до 1808 г.)

Этот период связан с влиянием на лирику поэта сентиментализма Н. Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен грустный, элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Поэт — мастер лирического пейзажа, передающий словом тонкие душевные состояния.

На уроке возможен небольшой концерт из произведений Жуковского, прослушивание дуэта Полины и Лизы из «Пиковой дамы» П. Чайковского (на слова из стихотворения «Вечер»).

2. Романтические искания (1808—1820)

Это время связано с романтическими исканиями поэта, отразившимися в балладах и лирике. Необходим рассказ о неразделенной любви Жуковского и М. А. Протасовой, чтение стихов, посвященных ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др. Получив отказ ее матери Екатерины Афанасьевны на брак с дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется на театр военных действий и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Эти впечатления отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов», где сочетаются различные душевные состояния лирического «я», черты разных литературных направлений.

Вопросы и задания к стихотворению

«Певец во стане русских воинов»

1. Какие эмоциональные состояния характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?

2. Как показана история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?

3. Определите жанр текста и аргументируйте свое мнение. Как в нем сочетаются черты классицизма и романтизма? Назовите черты романтического стиля. Каковы функции использования архаической лексики?

4. Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.

В заключительной части урока можно прочитать стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье...») (1818) и обратить внимание учащихся на особенности его жанра и черты романтического стиля. Стихотворение посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 г., жене друга Жуковского Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 г. Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в Чернь. Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения «там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П. Елагиной: «Она [„Песня"] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое... <...> Воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок; настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело: (следует стихотворение „Минувших дней очарованье...")». «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя слово «край» в последней строфе. Такой биографический комментарий поможет учащимся понять подтекст стихотворения. Следует также обратить внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить, какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив смерти и др.).

3. Жуковский-переводчик (с 1830 г.)

С начала 30-х гг. Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В 1826 г. он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте. В 1831 г. поэт издает свои «Баллады и повести» и особенно сближается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они работают над литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 г. «Литературной газеты» А. Дельвига, отличались сходными литературными позициями.

К следующему уроку можно предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа».

Итог урока.

Творчество Жуковского внесло значительный вклад в русскую романтическую поэзию начала XIX в., сблизило тенденции европейского романтизма с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию и становлению жанра баллады на русской почве. Жуковский — поэт, умеющий словом создавать тонкие эмоциональные состояния человека, и мастер-переводчик, открывший богатство античной и европейской поэзии русскому читателю.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.