logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Десятиклассники уже встречались со стихами А. К. Толстого в основной школе. Им необходимо напомнить о сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», который был воспитателем юного Толстого, прочитать стихи поэта разных жанров: «Где гнутся над омутом лозы...», «Край ты мой, родимый край...», «Вот уж снег последний в поле тает...», «Благовест», «Илья Муромец».

Основные сведения из биографии поэта

1. Знатное происхождение.

2. Блестящее домашнее воспитание и образование.

3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.

4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.

5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.

6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.

7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.

8. В начале 1840-х гг. Толстой — автор фантастических рассказов на французском языке и повести «Упырь». Далее им написаны исторические повести, охотничьи очерки, баллады, лирические стихотворения.

9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.

10. 1850-е гг. — расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.

11. 1854 г. — «рождение» Козьмы Пруткова. (Эта информация может стать темой индивидуального сообщения.)

12. В начале 1860-х гг. Толстой уходит в отставку, поселяется в деревне, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, драматическая поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». (Информация об исторических пьесах может стать темой индивидуального сообщения.)

13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

В центре урока анализ лирического стихотворения «Против течения» (1867) и песни «Государь ты наш батюшка...» (1861).

Вопросы и задания к стихотворению «Против течения»

1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.

2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

3. В чем его метафорический смысл?

4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?

5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?

6. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота — это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

Вопросы и задания к стихотворению «Государь ты наш батюшка...»

1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?

2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

3. Докажите, что песня Толстого — символическое выражение всяких преобразований в России.

4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?

5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.

6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

В заключительной части урока могут быть прочитаны и проанализированы в группах стихотворения А. Толстого, в которых отразились его идейные взгляды на русскую историю и современную поэту действительность: «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Двух станов не боец, а только гость случайный...».

Итог урока.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.