logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: закрепить навык определения тематики литературного произведения; формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и формулирования выводов.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ художественных текстов; работа с таблицей; беседа по вопросам учебника.


Термины: тема, тематика, образ, символ.

Этапы урока:

I. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (проверка домашнего задания).

II. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного еще одному стихотворению М. Ю. Лермонтова, во многом близкому «Парусу» по тематике и образному строю.

III. Чтение и анализ стихотворения «Листок» (по вопросам 1—6 учебника). В ходе анализа проводится работа над выразительным чтением стихотворения, обращается внимание на воссоздание необычной ситуации диалога между «листочком дубовым» и экзотической чинарой (высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии).

IV. Сопоставительный анализ стихотворений «Парус» и «Листок», работа с таблицей, наглядно демонстрирующей близость тематики и образной системы двух произведений поэта, созданных в разные периоды творчества (первая колонка таблицы может быть заполнена учащимися совместно с учителем, вторая и третья — самостоятельно). Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Что общего вы видите в заглавных образах двух стихотворений? Случайно ли здесь использованы существительные мужского рода единственного числа?
2. Какие строки стихотворений «Парус» и «Листок» связаны с отмеченными в таблице темами и образами? Выпишите их.
3. Внимательно изучите результаты проведенной работы и заполненную вами таблицу. Сделайте вывод о близости тематики и образов двух стихотворений поэта.
4. Чем отличаются два образа — паруса и листка? Какими новыми настроениями проникнуто стихотворение «Листок»? Покажите на конкретных примерах. При ответе на последний вопрос воспользуйтесь комментариями к стихотворениям.

Темы
и образы

«Парус»

«Листок»

одиночества

«парус одинокой»

«один и без цели»

родины

«кинул он в краю родном»

«оторвался от ветки родимой», «вырос в отчизне суровой»

далекой страны

«что ищет он в стране далекой»

«пришелец», «приюта на время он молит», «странник»

покоя

«как будто в бурях есть покой»

«увял я без сна и покоя»

ветра

«ветер свищет»

«шепчется ветер»

моря

«в тумане моря голубом»

«докатился до Черного моря», «холодное море»

бури

«просит бури, как будто в бурях есть покой»

«жестокою бурей гонимый»

      
V. Заключительное слово учителя об использовании природных образов для передачи внутреннего состояния человека в лирике М. Ю. Лермонтова и о самых известных из них — листке («Листок»), утесе («Утес»), пальме и сосне («На севере диком стоит одиноко...»).

VI. Домашнее задание: прочитать поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец». Индивидуальные задания: 1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и сравнить его со стихотворением «Листок» (тематика и образы); 2) подобрать факты биографии поэта и фрагменты его произведений, посвященные Кавказу.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.