logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: формировать первоначальные навыки анализа эпизода как одного из средств раскрытия образов персонажей; подготовить учащихся к неожиданному сюжетному ходу в романе.

Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; краткий пересказ эпизода; ответы на вопросы учебника.

Термины: роман, эпизод, сюжет.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания, краткие пересказы эпизодов с ответом на вопрос о том, какую роль каждый эпизод играет в раскрытии образов старого Дубровского и Троекурова.

Можно предложить учащимся примерный план ответа на предложенный вопрос (более подробный план анализа эпизода будет рассматриваться в 7 классе):

1. Назовите главных участников эпизода.

2. Как ведут себя главные герои романа в этом эпизоде?

3. Что нового мы узнали о них: об их характере, отношении к другим людям?

4. Как изменилось наше отношение к этим героям после данного эпизода?

II. Чтение и анализ фрагментов романа, связанных с образом Владимира Дубровского (приезд Троекурова в имение Дубровского, бунт крестьян, пожар в Кистеневке). Начало работы над характеристикой героя можно начать с ответа на вопрос 5 учебника: «Вспомните, когда и в связи с чем повествователь впервые упоминает о главном герое романа? Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из третьей главы?»

Далее характеристика главного героя романа будет дополнена в ходе чтения и анализа отдельных эпизодов из глав IV—VI. Здесь важно отметить те черты героя, которые вызывают симпатию, сочувствие к нему, и те, которые заставляют вспомнить о характере его отца:

1. Почему Владимир приказал «выгнать со двора» Троекурова, который уже решил помириться со старым приятелем? Какую роль здесь сыграло стечение обстоятельств?

2. Прочитайте фрагмент главы V «Владимир Дубровский в незнакомом лесу». Почему Владимир не пошел на поминальный обед и удалился в «чащу дерев»? Как описание природы помогает раскрыть состояние героя?

3. Почему Владимиру сначала удалось остановить взбунтовавшихся крестьян? Собирался ли он просить милости у государя? Или он просто хотел успокоить мужиков?

4. Прочитайте начало главы VI и вспомните, как называется такая форма речи героя. Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из его внутреннего монолога? Почему портрет матери «в белом утреннем платье» вызвал в уме героя «страшные мысли»? Изменились ли его мысли после чтения писем матери или он только на время «позабыл все на свете»? Как вы думаете, когда Владимир принял решение поджечь дом, теперь ему уже не принадлежащий? Подтвердите примерами из текста.

III. Чтение и анализ эпизода «Кузнец Архип во время пожара» (финал главы VI).

Поведение кузнеца может быть непонятно современным школьникам. Архип, который запер дверь на ключ, чтобы четыре судебных чиновника (исправник, заседатель, стряпчий и писарь) сгорели заживо, пожалел кошку, оказавшуюся на крыше. С образом Архипа связана тема бунта, заявленная уже в первом томе романа. Внимание ребят следует обратить на несколько раз произнесенную кузнецом фразу: «Как не так!» (Можно привести более понятный школьникам вариант: «Как бы не так!») По этой фразе учащиеся легко определят главного зачинщика бунта в сцене встречи крестьян с судебными чиновниками.

1. Что в поведении судебных чиновников сразу вызвало недовольство крестьян? Приведите примеры из текста.

2. Понимают ли крестьяне, что решение суда было несправедливым? Как характеризует крестьян то, что они сочувствуют своему «несчастному господину»? Какие другие примеры преданности слуг, их привязанности к своему хозяину вы можете привести из литературных произведений?

3. Как вы думаете, можно ли назвать кузнеца Архипа верным слугой и человеком с добрым сердцем? Почему он не послушал Егоровну, которая просила его спасти «окаянных»?

IV. Подведение итогов работы, оценка работы учащихся.

V. Домашнее задание:

1) прочитать главы VIII—XII романа А. С. Пушкина «Дубровский»;

2) ответить на вопросы 12 и 13 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5 или 6 (по выбору учащихся).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.