logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, подбора цитат по заданной теме; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа.

Основные виды деятельности: сравнительный анализ делового документа и художественного описания; работа над описанием портрета литературного персонажа.

Термины: портрет, портретные детали.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о задачах урока и о вариантах выполнения письменной работы, посвященной описанию портрета литературного персонажа.

II. Подготовка к написанию письменной работы, описанию портрета литературного персонажа, сопоставление делового документа и художественного описания портрета:

а) стилизованного под документ описания словесного портрета Владимира Дубровского (в главе IX);

б) подлинного словесного портрета преступника (можно подобрать на сайтах Интернета, посвященных криминалистике);

в) художественного описания портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Можно познакомить учащихся с примерным планом словесного портрета, который используется в криминалистике:

1) признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека (рост, вес, лицо и др.);

2) функциональные или динамические признаки (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.);

3) так называемые «особые приметы» или «броские признаки» (шрамы, родинки и др.);

4) признаки, характеризующие одежду и вещи, принадлежащие человеку.

Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими Владимира Дубровского. Учащиеся отмечают, что таких деталей в романе очень мало, и это во многом связано с сюжетом произведения. Однако они могут дополнить помещенные в тексте романа «Приметы Владимира Дубровского» (глава IX), например:

  • военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III);
  • «звучный голос», «величественный вид» (глава V);
  • «приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII);
  • «был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX);
  • «наружность, обличающая силу» (глава X);
  • «в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).

Можно предложить также задание по подбору определений для создания словесного портрета:

1. Дополните ряд определений.

Рост (высокий, средний, ..., ..., ...).

Телосложение, фигура (стройный, полный, ..., ..., ...).

Лицо (круглое, овальное, ..., ..., ...).

Глаза (большие, красивые, темные, ..., ..., ...).

Взгляд (задумчивый, грустный, усталый, ..., ..., ...).

Волосы (волнистые, черные, светлые, прямые, ..., ..., ...).

Нос (прямой, тонкий, курносый, ..., ..., ...).

2. Отметьте те из определений, которые не годятся для документа (например, для словесного описания портрета преступника), требующего точности и конкретности.

III. Выполнение письменной работы по одной из предложенных учителем тем:

1. «Характеристика портрета Владимира Дубровского» (по плану, помещенному в учебнике).

2. «Словесный портрет Владимира Дубровского», расширенный вариант «Примет Владимира Дубровского, составленных по сказкам бывших его дворовых людей» (по плану, предложенному на уроке).

IV. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью о М. Ю. Лермонтове;

2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.