logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фета; развивать навык выявления приема параллелизма в художественном тексте и объяснения его художественной функции.

Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.

Термины: лирический герой, лирический адресат, параллелизм, эпитет.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя о биографии и поэзии А. А. Фета, чьи стихотворения уже знакомы шестиклассникам, чье имя часто ставится рядом с именем Ф. И. Тютчева. Учащихся можно попросить ответить на вопросы:

1. Почему имена Ф. И. Тютчева и А. А. Фета мы нередко встречаем в одних и тех же справочниках, сборниках, антологиях?

2. Какие темы и образы объединяют этих поэтов?

В 6 классе стоит ограничиться разговором именно о близости, сходстве лирических произведений двух русских поэтов. К сопоставлению философской проблематики лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета целесообразно приступить чуть позже, например в 7 классе.

II. Чтение статьи учебника о жизни и творчестве А. А. Фета и беседа по вопросам, помещенным после статьи.

III. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...» с использованием вопросов учебника.

Анализ стихотворения «Ласточки», работу над словом в сложном для шестиклассников поэтическом тексте могут направить такие вопросы:

1. Как характеризует себя лирический герой стихотворения в самых первых строках? Как вы объясните значение словосочетания «праздный соглядатай»?

2. В стихотворении дважды употребляется словосочетание «стихия чуждая». О какой стихии идет речь в первом случае («...гладь стекла / Стихией чуждой не схватила / Молниевидного крыла»)? Чем рискует ласточка, стремительно приближаясь к воде? О какой стихии говорит герой во втором случае, имея в виду уже себя, свои дерзкие мечты и устремления? С чем сравнивается «дерзновенье» ласточки?

3. Обратите внимание на то, что два особенно важных в стихотворении слова рифмуются («дерзновенье» — «вдохновенье»). С каким видом деятельности человека обычно связывается слово «вдохновенье»? Докажите, что герой стихотворения — творческая натура (поэт, художник). Почему он сравнивает себя с «сосудом скудельным»? Найдите значение этого выражения в комментариях к стихотворению.

Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...» более доступно учащимся с точки зрения его лексического строя, однако при этом более сложно по проблематике. Если стихотворение «Ласточки» напомнит отчасти об энергичном юношеском порыве и стремительном движении, запечатленных в «Парусе» М. Ю. Лермонтова, то состояние человека, уже многое пережившего и перестрадавшего («скорбящая душа»), им менее понятно. В данном случае достаточно показать, как прием параллелизма помогает нам представить картину природы, пробуждающейся после зимнего холода, и состояние человека, ждущего «ясных дней» и «новых откровений», которые придут на смену «холоду лютому». Можно задать шестиклассникам такие вопросы:

1. Что означают распространенные в нашей речи выражения «холодные отношения» («прохладные отношения»)?

2. Только ли в природе возможен «холод лютый»?

3. К чему прямо призывает герой стихотворения? Выберите для ответа на этот вопрос существительные из приведенного ниже ряда.

Терпение, мужество, решительность, стойкость, смирение, смелость, надежда, настойчивость, вера.

IV. Работа над выразительным чтением стихотворений А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...» (подготовка к уроку-отчету по теме «Стихотворения русских поэтов XIX века»).

V. Домашнее задание:

1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета);

2) выучить одно из помещенных в учебнике стихотворений Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета) наизусть.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5 учебника (по выбору учащихся).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.