logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели: познакомить с автобиографическими фактами, отраженными в рассказе; раскрыть образную систему произведения, авторское отношение к изображаемому.

Методические приемы: рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового произведения.

1. Слово учителя.

Рассказ  писателя  «В  прекрасном  и  яростном  мире»  во  многом автобиографичен: Платонов вырос в семье машиниста паровоза, сам работал на железной дороге, водил поезда, был инженером. Слова писателя о том, что он любит «паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу», можно поставить эпиграфом к рассказу. В этой простой фразе – теплый, живой  образ:  и  восхищение  мощью  механизмов;  и  уважение  к  человеку, придумавшему, сделавшему эти машины и управляющему ими; и ностальгический, беспокоящий душу звук гудка, и радость тяжелой и нужной работы.

2. Словарная работа.

Букса – чугунная или стальная металлическая коробка для подшипников оси колес локомотива или вагонной оси.

Инжектор – струйный насос для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары; применяется для подачи под давлением воды в паровые котлы.

Петарда – сигнальный  разрывной  снаряд,  укладываемый  на  рельсы перед опасным местом для немедленной остановки поезда во избежание крушения.

Реверс – механизм, предназначенный для изменения направления движения машины (или двигателя) на обратное.

Тендер – особой конструкции вагон, прикрепляемый непосредственно к паровозу; предназначен для запасов воды и топлива, а также смазочных, обтирочных материалов и инструментов.

3. Чтение учителем рассказа.

4. Беседа по вопросам.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?

– Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми, знающими что-то такое, что недоступно простому человеку. Такие слова придают значительность,  весомость  и  таинственность  героям,  говорят  о  таланте мастера.)

– Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же как и начать и закончить любую работу. Как это сделал Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? (Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: «В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев». В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство («лучший»), уважительное к нему отношение людей (назван полностью – по имени, отчеству и фамилии). Кроме того, лаконизм, краткость и емкость первой фразы напоминают стиль Чехова-рассказчика.)

Домашнее задание: озаглавить каждую из пяти частей рассказа

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.