logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении.

Воспитывать патриотические чувства к Родине через историко-культурное наследие страны.

Познакомить учащихся с историко-бытовыми танцами XIX века: «маршем», «полонезом» и «вальсом».

План урока

Вступительное слово учителя литературы и учителя ритмики.

Чтение учителем литературы наизусть стихотворения «Воины России» А.Матяха.

Танцы «Марш» и «Полонез» в исполнении учащихся 4-х классов.

Сценка №1 с учеником (читает стихотворение №1)

Историческая справка о Бородинском сражении.

Сценка №2 с учеником (продолжение) (читает стихотворение №2)

Слово учителя литературы

Танец «Вальс» под музыку Свиридова (исполняют учащиеся 5 класса)

Чтение детьми наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Заключительные слова учителей литературы и ритмики.

Ход урока

«Прошлое, хранящееся в памяти,

есть часть настоящего»

Т. Котарбинский.

I.Вступительное слово учителя литературы и ритмики

- Мы рады Вас приветствовать на нашем интегрированном уроке литературы, истории и ритмики. Сегодня он будет необычным. Мы хотим предложить Вашему вниманию литературно-музыкальную композицию, посвященную «Бородинскому сражению как историческому событию и его отражению в литературе и историко-бытовых танцах XIX века».

На уроке:

Познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Выясним, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении.

Воспитаем патриотические чувства к Родине через историко-культурное наследие страны.

Познакомимся с историко-бытовыми танцами XIX века: «маршем», «полонезом» и «вальсом».

Учитель литературы:

- Быть может, в истории русского поля и отечественного слова есть что-то общее – некий корень,которому наверняка не одна тысяча лет. «Чьё поле, того и воля: биться не хотим, а поля не отдадим», - давным-давно сказал так неведомый нам богатырь и в этих словах заключается главный смысл: то, ради чего не одно поколение русских писателей соединяло в сознании народа два понятия – поле и слово; ради чего слово воспевало красоту поля, его чистоту, могучую силу, которая в самые ответственные часы истории проявлялась то на Куликовом, то на Бородинском, то на бесчисленных полях Великой Отечественной войны. В прошлом году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения. Русский народ проявил героизм, смелость, отвагу ,показал преданность своей Родине. О них, воинах России, написано стихотворение А. Митяха «Воины России».

II. Чтение учителем литературы наизусть стихотворения А. Матяха «Воины России» (Отрывок)

Щеголи – гусары, стройные драгуны,

Юные повесы, графы и князья...

Аромат шампанского, серебряные струны –

Ветреная молодость, ратная стезя.

Ах, как они жили, ах, как они жили,

Как бросали вызов собственной судьбе,

Ах, какие женщины им любовь дарили,

И звучала музыка в пушечной пальбе!

В прошлом полонезы, светские скандалы,

Лишь смертельный холод в блеске палаша.

Но, однако ж, риска им казалось мало –

Русская рулетка, русская душа.

Не черствело сердце от огня и стали,

И плелась карьера где-то позади.

Наивысшим шиком мальчики считали

Оловянный крестик на своей груди.

Холодок опасности щекотал им нервы,

И, бросаясь первыми в зарево судьбы,

Часто, слишком часто погибали первыми

Офицеры гвардии, баловни судьбы.

Ах, как они жили, ах, как они жили,

Как бросали вызов собственной судьбе,

Ах, какие женщины им любовь дарили,

И звучала музыка в пушечной пальбе!

III. Под звуки марша выходят учащиеся 5-х классов и танцуют.

IV. Сценка с учеником, который сидит за столом и пытается выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», но у него плохо получается и он в сердцах кричит (стихотворение №1):

«Бородино! Бородино!

О, поле! Почему?

Все вспоминают про него,

Никак я не пойму?

За что ж это Бородино

Стихами прославляют?

А люди, говоря о нем,

Все ли понимают?

Бородино! Бородино!

Красивое сраженье!

Поэт поведал нам о нем

Всем на удивленье.

Бородино! Бородино!

О, поле! Почему?

Так плохо учится оно,

Никак я не пойму!»

V. Историческая справка о Бородинском сражении. (Два ученика рассказывают кратко о сражении)

1-й чтец: Бородинское сражение – одно изглавных сражений Отечественной войны 1812 года между Россией и Францией. Перейдя границу России во главе огромной армии, Наполеон рассчитывал быстро разгромить русскую армию в приграничном сражении и принудить Россию к капитуляции.

Разгадавший его планы военный министр России генерал М.Б. Барклай – де – Толли стал избегать приграничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше вглубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало недовольство офицеров, которые обвиняли генерала в измене, требовали назначения другого главнокомандующего.

2-йчтец: Главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Москву. Наполеон надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.

Сражение началось рано утром 7 сентября 1812 года. Франзузы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. После длительного сопротивления русская армия отошла от своих позиций, она не была разгромлена и готовилась продолжать сопротивление. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сражение и приказал отступать. Но и Наполеон вынужден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию не удалось.

VI. (Продолжение сценки с учеником) Читает стихотворение №2

«Я понял, эти строки

Историей полны

И мы с вами, потомки,

Гордиться им должны!

Сражению на поле

Уж ровно 200 лет

И нет людскому горю

Нет утешенья, нет!

Мы будем помнить вечно

Про день Бородина

И память в своем сердце

Оставим на века!»

VII. Учитель литературы: Мы немножко познакомились с историей Бородинского сражения, историю создания самого произведения расскажем позднее.

Учитель ритмики:

- У танца тоже есть своя история, с которой мы сейчас и познакомимся. Историко -бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи, среды и места возникновения. Историческими он могут быть названы в двояком смысле- как танцы прошлого времени и как танцы, вошедшие в историю благодаря той роли, которую они сыграли в развитии танцевального искусства.

Историко-бытовые танцы отражают особенности художественной культуры определенной эпохи и среды. Характерные черты этой культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, в одежде танцующих, их манерах.Веерами пользовались не только на балах и вечерах, но и в театре, на улице. Дома, в гостиной, было принято, чтобы веер лежал на столе. Веер носили либо на правой руке на шнурке или на цепочке, либо прикалывали шнурок талии с правой стороны. Сложенный веер был опущен вниз. Если же его держали в обеих руках, то полагалось , чтобы верх веера лежал на левой ладони, а ручка поддерживалась правой рукой. Раскрывали его обычно только тогда, когда было жарко. Обмахиваясь, руку с веером держали так, чтобы локоть находился на уровне талии и двигалась не вся рука, а только запястье.

Руку целовали только дамам. Барышням мог целовать руку жених, да и то в домашний обстановке. Если к барышне обращалась дама или пожилой мужчина, она обязана была встать и сделать перед старшим реверанс. Здороваясь или знакомясь со своими сверстниками, барышни не подавали руки, а лишь приседали, делая небольшой, короткий реверанс(книксен), а молодые люди делали поклон.

Вальс

Вальс в три па- один из самых распространенных и любимых бальных танцев. Предполагается, что он произошел от народного крестьянского танца лендлера, возникшего в Австрии и южных областях Германии.

Характерная особенность и вместе с тем прелесть этого танца заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар.

Просуществовав уже почти двести лет, вальс до сих пор пользуется успехом и не утратил своего былого значения.

Полонез.

Родина полонеза- Польша, откуда и его первоначальное название «польский». Он произошел от народных массовых танцев-прогулок. Этим танцем начинались все народные празднества, а позднее, когда «польский» был принят высшим обществом, его стали исполнять и на городских балах.

В России полонез стал известен с первой четверти 18 века под именем «польский», или, как его еще называли, «ходячий разговор»,-во время танца исполнители могли вести беседу. Наибольшее распространение полонез получил у нас в 19веке. Им начинались, а иногда и заканчивались балы. Нас емейных вечерах в Москве «польский» танцевали под пение куплетов, которые обычно сочинялись кем-нибудь из домашних или близких хозяевам дома. Куплеты печатались специально для вечера и раздавались присутствующим.

В полонезе могло принять участие неограниченное количество танцующих пар в зависимости от размера танцевального зала. В первой паре шел хозяин дома с самой пожилой и почтенной дамой, затем- наиболее почетные гости.

- А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В.Суворова «Служба службой, а отдых по расписанию», мы предлагаем Вам немного отдохнуть.

VIII. Под звуки вальса выходят пары и танцуют.

(После поклона проходят на свои места)

Учитель литературы:

- Мы уже познакомились с исторической справкой о Бородинском сражении.

История не дает оценок: хорошо или плохо, она не судит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях не преукрашивая, не преувеличивая и не уменьшая события или факты.

И не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.

Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская битва. Возвращаясь к эпиграфу урока надо сказать, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как раз рассказывает о самом крупном историческом событии, и благодаря литературным произведениям и произведениям других видов искусства, остается в памяти поколений навсегда.

Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое он выразительно и коротко назвал «Бородино».

Это стихотворение написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года.

Но еще в 1831г., 17 летним юношей, под впечатлением услышанных рассказов об этой великой битве, Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина».

Проходит время и Лермонтов, одаренный необыкновенной силой воображения, юношеский набросок «Поле Бородина» в замечательное произведение «Бородино».

И сейчас мы с ребятами хотим прочитать отрывок из этого произведения.

IX. Учащиеся читают наизусть отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1.

« Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

2.

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

3.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

4.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

5.

...И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

6.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

7.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой..

8.

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

9.

...Да,были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы,

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

X. Заключительное слово учителей.

Сегодня на уроке

- мы попытались перенестись в атмосферу XIX века с помощью историко-бытовых танцев;

- поговорили о культурном наследии страны,

- а также познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и посмотрели в какой обстановке создавалось это великое произведение.

Учитель литературы:

- Закончить свое выступление я хочу вопросом: Почему сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и события в нем описанные? Наверно, потому, что война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».

Мы благодарим всех за урок. Спасибо за внимание!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.