logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».

II. Диалог-спор

Комментированное чтение

Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Но после обращения Вани к отцу тот вовсе не старается понять рассказчика, хотя и адресует свои слова ему. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал...»

Начнем на уроке читать и комментировать третью часть.

Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так в стихотворении Н. А. Некрасова видения исчезли от резкого свистка паровоза. Ваня обращается к отцу с рассказом об увиденном. Что видел Ваня — сон или что-то другое? Если рассказчик, сосед по вагону, обращается к мальчику со словами об истинных строителях дороги, то почему генерал не слышит этих слов? Кто показывает Ване картины тяжкого труда народа? Вспомним, что рабочие во второй части названы «Божьими ратниками». В рассказе мальчика важно слово он, выделенное курсивом. Можно думать, что он — это рассказчик, но этим словом часто обозначается высшая сила, стоящая над людьми.

Генерал в ответ захохотал. Он говорит о своей поездке в Европу, в Рим и Вену, стараясь показать себя культурным человекам. Но генерал разоблачает сам себя:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он все растаскал!

Тéрмы — это и есть бани, только в Древнем Риме (обратим внимание учеников на примечания в сносках).

Рассказчик не желает ввязываться в спор с генералом. Но генерала уже не остановить. Из уст его вылетает злобная брань:

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары, дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.

После того как генерал зачисляет в варвары целые народы, создавшие богатейшую культуру, он лицемерно обращает внимание на «Ванюшу», которому нельзя смущаться «зрелищем смерти, печали», но можно слышать злобную брань отца:

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону...

III. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны»

Продолжаем комментированное чтение.

«Следует рассказ об ужасном труде людей, — пишет Н. Н. Скатов. — Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:

...труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках...

Затем картина все светлеет, и чем более светлой она становится, согласно генеральскому пожеланию и пониманию, тем более внутренней горечи вызывает она, тем ироничнее автор».

Понятие иронии будет новым для учеников.

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» ирония определяется как выражение насмешки.

Если быть более точным, то ирония — это не явная насмешка, ее может обнаружить, почувствовать только чуткий читатель. К иронии Н. А. Некрасова примешивается чувство горечи и грусти.

«Немец уж рельсы кладет». Наиболее тяжелую работу, требующую невысокой квалификации, выполняют русские люди. «Немцы» — так называли в народе всех иностранцев вообще. Фраза означает, что на работах, требующих высокой квалификации, заняты иностранцы.

Постараемся донести до детей абсурдность ситуации, которую они обычно не сразу понимают: рабочие после окончания работ остались должны подрядчику! Как такое могло произойти? Расскажем, что действовала система штрафов: например, с человека, который не вышел на работу из-за болезни, брали штраф. Своих денег у рабочих не было, они брали в кредит на самые неотложные нужды, в том числе на баню, а потом это высчитывалось из заработной платы. В основном на строительстве железных дорог работали крестьяне, которые почти все были неграмотными. Они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой», понимая, что их обманывают. Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, но отчаялись найти правду.

Следующая сцена — появление «почтенного лабазника». Уже само описание этого персонажа — яркое противопоставление «рабочему народу». Предложим детям сравнить его портрет с описанием «больного белоруса». Детей поражает это сопоставление.

Прочитаем фразу «Пот отирает купчина с лица...». Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой пот вытирает «купчина»?

Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:

«...Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю!..»

Ученики прочитают в сносках, что такое недоимка. Казалось бы, такое заявление подрядчика должно было вызвать возмущение рабочих. Но они кричат «ура!» и впрягаются вместо лошадей в повозку «купчины». Н. Н. Скатов пишет: «Самая светлая картина оказалась в произведении самой безобразной».

У современных детей такое поведение рабочих обычно вызывает глубокое недоумение. Предложим им вспомнить стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»:

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица

Все та ж покорность без конца...

Прочна суровая среда,

Где поколения людей

Живут и гибнут без следа

И без урока для детей!

Отец твой сорок лет стонал,

Бродя по этим берегам,

И перед смертию не знал,

Что заповедать сыновьям.

И, как ему, — не довелось

Тебе наткнуться на вопрос:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

Поэта мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям.

Ответим на 8 и 9-й вопросы учебника к стихотворению (с. 225, ч. 1).

— Почему стихотворение посвящается детям?

Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то несправедливое в мире.

— В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает нам, живущим сегодня?

Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться ее исправить.

IV. Своеобразие композиции стихотворения

Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую его часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.

Вариант плана

1) «Славная осень!» Осенний пейзаж.

2) «Божии ратники, / Мирные дети труда!» Сон Вани.

3) «Захохотал генерал!» Диалог-спор.

4) «Отрадная картина». Описание праздника.

Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.

Подчеркнем, что, показывая разговор в вагоне, автор раскрывает перед нами картины прошлого и намечает контуры будущего. Таким образом, временные границы стихотворения широко раздвигаются, заставляя человека вдумываться в смысл этого стихотворения. Вот почему К. И. Чуковский назвал это произведение Н. А. Некрасова поэмой. Дело не только в количестве строк, но и в широте осмысления, и в глубине постановки проблем.

V. Размеры стиха

Обращаемся к заданиям учебника, посвященным размерам стиха, и проверяем ответ на 1-й вопрос.

Далее выполняем 2-е задание (3—4 примера).

Если позволяет время, оставшиеся примеры можно дать в качестве небольшой самостоятельной работы. Если время урока подошло к концу, то предложим определить размер оставшихся примеров дома.

Домашнее задание

2-е задание учебника (с. 244, ч. 1) выполнить до конца.

Прочитать самостоятельно поэму Н. А. Некрасова «Дедушка» и статью о ней в учебнике, приготовить по ней вопросы к учителю (отметить, если что-то непонятно).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.