logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Оборудование.

1. Портрет писателя.

2. Мультимедийный центр.

3. Раздаточный материал.

Цель: показать необычность литературной судьбы Солженицына, его дивный талант и ознакомить с его творчеством.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

1) формировать знания об идейно-тематическом содержании произведений, опираясь на знания учащихся по истории Отечества и биографию автора;

2) развивать умение давать оценку произведению на основе осмысления его идейно-художественного своеобразия;

3) воспитывать патриотов своей Родины.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

11 декабря 2013 года исполняется 95 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Родился писатель 11 декабря 1918 года, а умер 3 августа 2008 года. Поэтому мы можем считать себя его современниками, а он был современником почти целого века. Александр Исаевич написал много замечательных книг, которые помогают нам поддерживать живую связь с событиями всего 20 столетия.

За свою долгую и многотрудную жизнь А.И. Солженицыну доводилось заниматься самыми различными работами. Он был откатчиком вагонеток, глинокопом, маляром, нормировщиком, плотником, каменщиком, бригадиром механических мастерских, литейщиком, плановиком-экономистом, научным сотрудником в закрытых (секретных) научно-исследовательских учреждениях. Но все эти профессии он осваивал в неволе, когда был арестован и несправедливо приговорён к многолетнему заключению.

По первой своей профессии Солженицын был школьным учителем. По второй — военным: во время Великой Отечественной войны он, обучившись на артиллериста и став офицером, командовал батареей. Третьим и самым любимым его делом стал писательский труд. (Слово учителя сопровождается презентацией по жизни и деятельности писателя)

Литературным творчеством Александр Солженицын увлёкся ещё в школьные годы: он писал рассказы, повести и стихи. Писал с девяти лет!

В 1936 году, по окончании с золотым аттестатом средней школы № 2 Ростова-на-Дону, он поступил на физико-математический факультет Ростовского государственного университета. И в ноябре того же года у него возник замысел роман на о русской революции — "Р–17” с точкой отсчёта в августе 1914 года, когда началась Первая мировая война.

Будучи студентом физико-математического факультета Ростовского университета, летом 1939 года Солженицын был принят без экзаменов в экстернат искусствоведческого факультета Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). 22 июня 1941 года, приехав в Москву на летнюю сессию, он услышал по радио о начале Великой Отечественной войны.

Будучи офицером, Солженицын не оставлял литературных занятий и на фронтах Великой Отечественной: писал военные повести, историко-философские письма друзьям, вёл "Военные блокноты”.

В заключении, не имея возможности записывать и хранить свои сочинения на бумаге, он для лучшего запоминания рифмовал их и прятал в память. Натренировав свою память, писатель запоминал тысячи строк!

В 1953 году в казахстанской ссылке, живя, по его собственному выражению, "строго одинокой жизнью”, Солженицын, "автор двенадцати тысяч строк, спрятанных в памяти, получил возможность не только записывать сочинения, но и дорабатывать их, держать в руках мелко-мелко исписанные листы. И это уже было несомненное счастье”.

Очень много произведений Солженицын успел написать, работая школьным учителем в ссылке и после реабилитации. Но к сорока восьми годам своей жизни писатель смог опубликовать всего четыре произведения:

1. "Один день Ивана Денисовича” ("Новый мир”. № 11/1962).

2. "Матрёнин двор” ("Новый мир”. № 1/1963).

3. "Случай на станции Кочетовка” ("Новый мир”. № 1/1963).

4. "Для пользы дела” ("Новый мир”. № 7/1963).

3. Сообщение ученика.

Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича”, 1962 г., "Случай на станции Кречетовка”, "Матренин двор” и "Для пользы дела”, 1963 г. и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе "лагерную тему”. Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом "антисоветской” литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено. Творчество Александра Исаевича 1974–1994 гг. может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение, "Архипелаг ГУЛАГ”, для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство "сквозных” тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нем не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.

4. Сообщения учеников:

Архипелаг ГУЛАГ – опыт художественного исследования.

"Раковый корпус” - автобиографическое произведение.

"Крохотки” - стихотворения в прозе о смысле жизни.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по рассказу "Один день Ивана Денисовича”).

"Как нам обустроить Россию” - размышления патриота.

5. Слово учителя:

Александр Исаевич Солженицын — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.

6. Работа с раздаточным материалом:

Класс разбит на 5 группе, в каждой по 5 человек. Группам нужно ответить на вопрос по тестовому оборудованию Вопрос на интерактивной доске и на партах учащихся.

Последнюю исповедь Солженицына принял протоиерей Николай Чернышов, клирик храма Святителя Николая в Клёниках.

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности[.

5 августа в здании Российской академии наук, действительным членом которой являлся А. И. Солженицын, состоялись гражданская панихида и прощание с покойным. На этой траурной церемонии присутствовали бывший Президент СССР М. С. Горбачёв, Председатель Правительства РФ В. В. Путин, президент РАН Ю. С. Осипов, ректор МГУ В. А. Садовничий, бывший Председатель Правительства РФ академик Е. М. Примаков, деятели российской культуры и несколько тысяч граждан.

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии. В тот же день прах Александра Солженицына был предан земле в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка Василия Ключевского. Президент России Д. А. Медведев возвратился в Москву из краткого отпуска, чтобы присутствовать на заупокойной службе.

3 августа 2010 года, во вторую годовщину со дня кончины, на могиле Солженицына установлен памятник — мраморный крест, созданный по проекту скульптора Д. М. Шаховского.

6. Просмотр презентации по творчеству А.И.Солженицына.

7. Домашнее задание: биография писателя, прочитать рассказ "Один день Ивана Денисовича”.

8. Итоги урока.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.