logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

- совершенствовать у учеников литературоведческие умения, обогащать знания по блоку «Творчество А.П. Чехова», формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности с книгой;

- развивать монологическую речь обучающихся, их творческие способности, анализ, синтез, абстрагирование;

- воспитывать ценностное отношение к чтению.

«Потрет А.П. Чехова.

Учитель:

- 2014 год отмечен многими датами в истории и мировой культуре. Среди них – 154-летие А.П. Чехова. Ключом к пониманию творчества этого писателя могут стать слова А.М. Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный  человек, посмотрел он на этих скучных этих жителей свой родины и с грустной улыбкой тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно вы живете, господа!»

Мы прикоснулись к творчеству этого автора через его рассказы. Сегодня наша задача – обобщить итоги этой работы. Антон Павлович Чехов – необычный писатель и человек, очень откровенный, прямой. Споры о его творчестве начались еще среди современников. Говорили, что Чехов – поэт будней, серых людей. С этой точкой зрения спорили Е.С. Станиславский, И.А. Бунин, А.М. Горький.

Жизнь все расставила по местам. Давно забыты имена многих чеховских завистников, а Чехов до сих пор жив в своих произведениях. Отводя себе в искусстве скромную роль, он обращается к нам:

«Я хотел бы быть свободным художником… Мое святое святых – это человеческое  тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,любовь и абсолютнейшая  свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот  программа, которой я держался бы, если  бы был большим художником. А.П. Чехов».

- Сыну купца 2-й гильдии была уготована небольшая, но насыщенная событиями жизнь. Вам предлагалось ответить на вопросы викторины «Ваш А.Чехов». Давайте проверим результаты этого поиска.

Слайды с вопросами и ответами викторины, последние появляются после высказываний учащихся.

1. Каким орденом был пожалован А.П. Чехов 6 декабря 1899 года? (Орденом св. Станислава третьей степени «За отличное усердие в делах народного просвещения»)

2.За какие заслуги 6 мая 1897 г. А.П. Чехову была пожалована бронзовая медаль?  (За труды по переписи населения)

3. Продолжите высказывание Л.Н. Толстого о А.П. Чехове: «Чехов – это…»  («…Пушкин в прозе»)

4. За какой сборник Чехову присуждена академическая Пушкинская премия? («В сумерках»)

5. В 1902 г. А.П. Чехов отказывается от звания Почетного академика. Что послужило причиной этого поступка? (Вместе с В.Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание А.М. Горького в Почетные академики.)

6. Какое место отводил себе Чехов в русском искусстве? («…Если говорить о рангах, то в русском искусстве он (П.И. Чайковский) занимает второе место после Льва Толстого… Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое»)

Учитель:

- Какими литературными источниками Вы пользовались, готовя ответы, проводя исследовательскую работу?

- Какие факты биографии А.П. Чехова показались Вам наиболее интересными?

- А как, на Ваш взгляд, повлияла столь насыщенная событиями жизнь на создание рассказов?

Учитель:

- Чехов невероятно наблюдателен. Увиденное сразу оказывается на страницах его произведений. Еще гимназистом он выпускает рукописный журнал с карикатурами «Заика». В студенческие годы активно сотрудничает с журналами.

«В каких журналах начал печататься А.П. Чехов?»(Высвечивается ответ -  «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель».)

Учитель:

- Какую роль, на ваш взгляд сыграло сотрудничество с указанными журналами?

- Под какими псевдонимами печатался А.П. Чехов? (Высвечивается ответ - … въ, Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Вспыльчивый человек, Грач, Гайка №6, Дяденька, Кисляев, М.Ковров, Крапива, Лаэрт, Прозаический поэт, Пурселепетанов, Рувер, Улисс, Человек без селезенки, Шампанский, Юный старец, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволочев, Известный, Н.Захарьева, Петухов, Смирнова, Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете…)

- Чехов писал литературоведу Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно  придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички».

- Критика, признав талантливость Чехова, увидела в его рассказах лишь внешний комизм, сочла его «безыдейным, легкомысленно равнодушным» к серьезным вопросам жизни, автором «эфемерных шаржей». (А.М.Скабичевский). Но наиболее чутким читателям стала ясна значительность творчества Чехова. Большие надежды возлагает на него Н.С.Лесков, «переворотом в литературе» назвал рассказы Чехова Д.В.Григорович.

«… «хитрость истории» сказалась в том, что  именно отсюда, из этих невзрачных  задворков русской  печати,  и  вышел   опасный  враг   всех  и   всяких   Пришибеевых   и Победоносцевых… В.В.Ермилов».

- Сегодня уже не вызывает сомнений, что основные достижения Чехова – юмориста и сатирика относятся именно к этому жанру. Это изображение жизненной ситуации, комизм которой состоит в передаче разговора персонажей, восходит к традициям (каких авторов?) Н. Гоголя, А.Островского, Н. Успенского. Чехов поднимает сценку до уровня большой литературы, используя особые приемы. Какие их них вы могли бы перечислить?

Особенности рассказов А.П. Чехова:

простое и незатейливое название;

картинка с натуры;

шарж;

выразительность детали;

сценичность диалога;

краткость;

динамичность действия;

минимум описаний и пояснений;

говорящие фамилии;

неожиданная концовка.

Учитель:

- Перечислите произведения, в названии которых есть имена собственные;  есть неодушевленные имена существительные.

Картинка с натуры.

Учитель:

- Приведите примеры жизненных ситуаций, изображенных Чеховым.

Минимум описаний и пояснений.

Учитель:

- Чем объясняется, что место происходящего, портреты героев обозначены лишь пунктирно, словно штрихи?

Говорящие фамилии.

Учитель:

- Докажите, что Чехов использует этот прием. Приведите примеры.

Учитель:

- Учитывая яркость, образность рассказов Чехова, их иллюстрируют самые известные художники. Вам предлагается соотнести работы Кукрыниксов, Бойма и наших студентов с произведениями Антона Павловича.

К каким рассказам Чехова сделаны иллюстрации?

Учитель:

- Сценичность диалога в рассказах А. Чехова позволяет режиссерам создавать моноспектакли, аудиокниги, художественные фильмы. Предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма. Постарайтесь узнать, что это за произведение, кто его главный герой. Какая ключевая фраза помогла узнать его?

(Демонстрация фрагмента фильма «Человек в футляре»)

Учитель:

- Футлярностью заражены герои и этого рассказа, и таких, как «Крыжовник», «О любви».

- Почему этот диагноз страшен?

(Потому что человек не реализует свои душевные силы и возможности.)

- Вам было предложено творческое задание «Драматизация рассказа Чехова». Сегодня несколько микрогрупп представляют свое видение произведений Чехова, которые вы должны будете назвать.

Инсценировка рассказа «Хирургия.

Учитель:

- Над чем смеялись? Чем создается комичность ситуации?

Учитель:

- Сочетание в одном человеке качеств врача и писателя и привело к высокому гуманизму творчества Чехова.

Антон Павлович писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературною деятельность».

Инсценировка рассказа «Злоумышленник».

Учитель:

- Какие чувства вызывает главный герой?

Учитель:

- Чехов решительно выступил против модного в 80-е гг. народнического преклонения перед мужиком. Убийственным ответом Чехова на идеализацию мужика является рассказ «Злоумышленник». У мужика своя логика, кроме своих потребностей он ничего не хочет знать. Следователь и мужик – 2 мира, оторванных друг от друга. Какая пропасть между официальным законотворством и правосознанием народа.

Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий» (фон – слайд «Улица XIX в»).

Учитель:

- Что высмеивает здесь Чехов?

(Добровольное холопство. Сначала друзья рады встрече, и тонкий с толстым ведет себя как равный. Но в одночасье, узнав о положении толстого, стал заискивать и пресмыкаться перед ним).

Учитель:

- 90-е годы в России – подъем общественной жизни. У Чехова – потребность участвовать в ней. Все чаще в его рассказах звучит тема любви, о которой он писал грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги… Я без нее жить не могу… Даже звук ее шагов прекрасен… Я счастлив безмерно!».

Инсценировка рассказа «Дама с собачкой» (фон – иллюстрация к рассказу).

Учитель:

- Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им другими глазами увидеть окружающий их мир.

Инсценировка рассказа «Ионыч» (фон «Усадьба Мелихово»).

Учитель:

- Тематика рассказа связана с развитием капиталистических отношений в России, когда приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность становится ненужным, уходит на 2 план. Проблема духовного оскудения – вечная проблема. Страшно, когда ей подвергаются люди гуманных профессий.

- Чеховские рассказы… Россыпь сюжетов, образов.

Учитель читает по слайду: «Если бы … из многотомного собрания его сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображенные там…, произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить  и самая широкая площадь. К.И. Чуковский».

Учитель:

- Готовясь к уроку, я нашла у Руслана Киреева фразу: «… эпопея чеховских рассказов вполне сопоставима с гомеровским эпосом». Это, наверное, справедливо.

Но, согласитесь, трудно представить себе читателя, которому было бы стыдно перед Гомером, а вот перед Чеховым как-то не по себе делается. Не потому ли и перечитываешь его вновь и вновь? Не потому ли и вглядываешься в недолгую жизнь с таким интересом? Вглядываешься – и вот он, кажется, весь перед тобой, подтянутый и спокойный, с солнечными бликами в стеклах пенсне… Иллюзия! Чем ближе подходишь к нему, тем дальше и дальше он. И так без конца. Без конца будем мы приближаться к Чехову, но вплотную не подступим никогда. Ни еще через 150 лет, ни через 300…

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.