logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

Воспитание уважения к великому прошлому России.

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной речи учащихся.

Освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственного устного высказывания.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения.

Понимать: героическую направленность стихотворения, отношение автора к Родине.

Уметь: объяснять, какие чувства объединяют героев стихотворения, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать пафос стихотворения, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения.

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: чтение стихотворения и его полноценное восприятие.

Репродуктивная: ответы на вопросы, работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика.

Продуктивная: выразительное чтение.

Поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями, сопоставление текста с иллюстрациями, комментирование художественного произведения.

Приобретаемые навыки детей:

Выразительно читать стихотворение,

Воспроизводить сюжет изученного произведения,

Видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,

Выявлять основную нравственную проблематику произведения,

Прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении,

Выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому.

Роль учителя: Направляющая

План урока:

Актуализация внимания. Вступительная беседа (2 минуты).

Слово о поэте (5 минут).

Историческая справка о Бородинском сражении (3 минуты).

Словарная работа (5 минут).

Работа с текстом (25 минут).

Домашнее задание (3 минуты).

Подведение итогов (2 минуты)

Оборудование:

учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина,

толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,

компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Актуализация внимания. Вступительная беседа.

Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь? (тем, что он принес пользу своей семье, своей стране, своему народу).

Что является предметом гордости всего народа? (великие исторические события).

Учитель, обобщая сказанное, подчеркивает, что темой двух уроков будет разговор об одном из таких событий - Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино", и об участниках битвы.

2. Слово о поэте. (Презентация, слайд №1 "Портрет М.Ю.Лермонтова").

Расскажите, что вы узнали из учебника-хрестоматии о детстве и юности поэта.

Учитель помогает понять учащимся, почему волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается к этому событию.

(Презентация, слайд №1 "Портрет М.Ю.Лермонтова").

Появляется эпиграф:

"Москва! Москва! 
Люблю тебя как сын,
Как русский: сильно, пламенно и нежно:"

Ребята, свободолюбивый характер поэта формировался в эпоху реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Несмотря на ссылки и казни, которые постигли декабристов, для М.Ю.Лермонтова участники восстания навсегда остались героями и патриотами России, чего нельзя было сказать о поколении поэта. Кроме того, старшее поколение одержало блестящую победу в войне 1812 года. Их доблесть, мужество, героизм всегда будут служить примером настоящего патриотизма. Вот почему М.Ю.Лермонтова волновали события 1812 года, и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается именно к этому событию.

3. Историческая справка о Бородинском сражении.

Выступление заранее подготовленного ученика.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 километра к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Потери русских составили 45,6 тысяч человек, в резерве сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов - вся гвардия (19 тысяч человек). Желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино пошатнуло уверенность наполеоновской армии в победе и предопределило поражение Наполеона в этой войне.

4. Словарная работа.

Запись в тетрадь слов: патриот, патриотизм, героизм. Устно выясняем значение слов (обращаемся к толковому словарю, если есть такая необходимость).

5. Работа с текстом.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: "Изображение героического прошлого России в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино".

Обратите внимание на экран, мы учимся на уроке.

Определять тему и идею стихотворения.

Находить изобразительные средства.

Выразительно читать.

Словарная работа.

Прежде чем познакомимся с текстом стихотворения, учитель обращает внимание на значение военных терминов первой четверти 19 века: редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны (их значение объяснено в учебнике-хрестоматии).

Итак, послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" в исполнении народных артистов России А.Пожарова, А.Тынкасова.

Возвращаемся к теме урока: "Изображение героического прошлого России в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино". 

Беседа по содержанию:

Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
Далее:

Какова тема стихотворения? (Изображение героического прошлого России).

Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям? Перечитывая слова молодого человека, заметим, что они оформлены, как одно вопросительное и два восклицательных предложения. Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва. Непросто выслушивать этот скрытый упрек ветерану.

Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая те далекие события 1812 года?

Обратите внимание, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою ":за Родину свою".

Прочитайте вслух эту часть стихотворения, стараясь передать голосом смену настроения героя.

Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своем погибшем командире? Как эти чувства передает автор?

Прочитайте выразительно описание боя, при этом постарайтесь передать всю стремительность, напряженность, неимоверный накал чувств, событий, которые поэт сумел выразить стихами.

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены?  Найдите и прочитайте примеры из текста.

Каково отношение М.Ю.Лермонтова к изображаемым событиям?

Каким мы увидели старого артиллериста и других участников сражения? Назовите качества русского солдата. (Патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за отчизну, решительность, героизм, мужество, скромность, воинское братство, гордость).

 Вернемся к целям урока 

Какова же тема стихотворения?

Какова идея стихотворения? (Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них).

6. Домашнее задание. 

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

Письменный ответ на вопрос (на выбор):

1) В чем заключается основная мысль стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

2) Каким предстает перед нами защитник Родины?

7. Подведение итогов, выставление отметок.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.