logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель:

показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны;

воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон».

Предварительное домашнее задание:

1) найти в тексте цитату, которая бы отразила тему урока.

2) перечитать кн.2 ч.5; кн.3 ч.6

Ход урока

I. Введение в тему.

Новая ли это тема в русской литературе?

Были ли попытки до М.А.Шолохова изобразить гражданскую войну? (А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром»)

В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига)

А как М.А.Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права)

II. Тема войны в творчестве поэтов XX в.

Эта тема была близка и поэтам Серебряного века – М.Волошину, М.Цветаевой.

Чтение стихотворения М.Цветаевой.

Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле – Русь.

Помогите – на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь-руда!

И справа и слева

Кровавые зевы,

И каждая рана:

- Мама!

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.

- Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красного пропадал –

- Ря-азань.

И справа и слева

И сзади прямо

И красный и белый:

- Мама!

Без воли – без гнева –

Протяжно – упрямо –

До самого неба:

- Мама!

О чем это стихотворение?

Какова авторская позиция?

Близка ли она М.А.Шолохову?

III. Определение название урока.

- Какое заглавие, взятое непосредственно из текста, вы могли бы предложить к сегодняшнему уроку? («Вся Россия в муках великого передела…», «В мире, расколотом надвое», «Россия всходит на Голгофу...»)

- Что такое Голгофа? В каком значении автор употребил эти слова?

- Как в словах автора выражается отношение к гражданской войне?

IV. Исследовательская работа.

Попробуем определить на уроке позицию автора «Тихого Дона». Для этого, работая с текстом, находим слова, определяющие состояние человека на войне и отношение автора к войне. По ходу урока заполняется таблица:

Состояние человека на войне

Автор и герои о войне

1. Что несет с собой война, в первую очередь, мирным жителям, женам, матерям?

2. Слова автора являются предупреждением о том, что несет с собой война. Она сама по себе страшна. Но еще страшнее, если это война гражданская, братоубийственная. Какие эпизоды, сцена произвели на вас самое сильное впечатление, потрясли вас? (казнь подтелковцев, «работа» Бунчука в трибунале, казнь Лихачева, месть Дарьи за убитого мужа)

3. В главах кн.2 и кн.3 автор дает подробные списки убитых. Почему? В чем их отличие? (Жестокость одних порождает жестокость других)

4. Рассмотрим главы из кн.3. Какой видят войну уставшие солдаты? Обратить внимание на изображение природы.

5. Почему автор не изображает в романе героев, совершающих подвиги, как Морозка, Метелица, Чапаев? Их не было?

6. Казалось бы, люди ожесточились. И с белой, и с красной стороны проливается кровь. А было ли присуще им чувство сострадания? (анализ эпизода с Мишкой Кошевым)

V. Рефлексия.

1. Так каким мы увидели человека на войне? (работа по заполненной таблице)

2. А это статистика: во время гражданской войны за 4 года (1918-1922) Россия потеряла 13 миллионов человек. Из них примерно 2 миллиона покинули страну, потери красных и белых на полях сражений тоже равны почти двум миллионам, жертвами террора стали 1,5 миллиона россиян, 7,5 миллиона погибли от болезней и голода.

3. Б.Васильев, наш современник, автор многих произведений о войне, сказал: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…». Прокомментируйте эти слова.

4. Запишите свой вывод.

5. Вторая книга «Тихого Дона» неожиданно заканчивается пейзажем. В чем его смысл, символичность? (Автор использует прием контраста, антитезы, противопоставляя насилию, смерти животворящие силы природы.)

VI. Чтение подготовленным учащимся стихотворения М.Волошина «Гражданская война».

…И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда с нами!»

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других…

VII. Подведение итога: М.А.Шолохов впервые в русской литературе заговорил о гражданской войне как о трагедии для всего народа.

VIII. «Пути искания Григория Мелехова» - этот вопрос будет домашним заданием.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.