logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Стихотворения о родной природе. Например: «Догорел апрельский светлый вечер...», «Полями пахнет, свежих трав...», «Первый утренник, серебряный мороз...», «Ещё холоден и сыр...».

Природа для Бунина — целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.

Счастье — по Бунину — это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто "видит и слышит”. А зрение и слух у Бунина были особенные. Всю жизнь поэт углублял и утончал в себе чувство причастности к миру природы. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом. Поспешим за поэтом в поле, в лес, в рощу... Увидим его глазами мир природы, постараемся почувствовать гармонию этого мира.

Представьте себя в апрельской роще.

Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.

По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.

А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, —
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
(1892)

Весна. Вечер. Холодный сумрак. Но почему нам всё-таки уютно в этих весенних лугах, в роще, в поле?

Струится звёздный свет над полями, и на земле тоже свет звёзд:

По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой.

Да, мы как бы в ожерелье звёзд, и ещё мы не одни:

А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая...

"Журавли... тянутся гурьбой...” "Грачи спят...”

А что мы слышим?

Нас окружает таинственная тишина: далёкий шум потока заглох, даже весна затаила дыхание... Но всё-таки слышен шорох деревьев, клики журавлей, тихий всплеск воды...

Много ли красок использует Бунин, рисуя эту весеннюю картину?

Сочетание светлых и тёмных красок — вот основная палитра пейзажа, на её фоне зелёный цвет озимых, рощи и, конечно, наряда самой весны. И всё это в слиянии "света звёзд и блеска воды”.

Как вам дышится в атмосфере этого стихотворения? Почему?

Благодаря волшебству поэзии мы, оставаясь в поле, куда зорко смотрит весна, вокруг себя видим уже лето.

Полями пахнет, — свежих трав,
Лугов прохладное дыханье!
От сенокосов и дубрав
Я в нём ловлю благоуханье.

Повеет ветер — и замрёт...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растёт,
Закрыла солнце и синеет.

Нежданной молнии игра,
Как меч, блеснувший на мгновенье,
Вдруг озарит из-за бугра —
И снова сумрак и томленье...

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!
(1901)

Что воспевает Бунин в этом стихотворении?

Лето, благоуханье сенокосов и дубрав, луга, свежесть трав и летнюю грозу.

Что привлекает поэта в летней грозе?

Таинственность, томленье, "нежданной молнии игра, как меч, блеснувший на мгновенье”.

Как Бунин передаёт восхищение лирического героя?

Эпитетами: таинственна, нежданный...

Сравнением: молнии игра, как меч...

Олицетворением: грозы "безумные глаза”, "ветер замрёт”.

Метафорами: лугов дыханье, ловлю благоуханье.

Анафорой (в последней строфе):

Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!

Поэт не говорит о раскатах грома, но мы их слышим. Почему?

Бунин использует аллитерацию на р — 12 звуков. Это наполняет резкими, громкими звуками текст стихотворения, напоминая нам говор грома.

Стихотворение можно разделить на три части: в первой строфе — наслаждение летним благоуханием полей, дубрав, лугов; во второй и третьей — описание предгрозового состояния природы (ветер замирает, даль темнеет, туча растёт, закрывает солнце, молния озаряет сумрак, во всём томленье...), в последней строфе — порыв чувств лирического героя.

Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, —
Твои безумные глаза!

Осень встретим в саду.

Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.

Я в холодный обнажённый сад пойду —
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник — предвестник зимних дней.
Но сияет небо ярче с высоты,
Сердце стало и трезвей и холодней.
Но как пламя рдеют поздние цветы.
(1903)

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Мороз всегда бодрит, поэтому настроение становится радостным, приподнятым.

А кто почувствовал не только бодрость, энергию, красоту этого пейзажа, но и тревогу? Почему?

Тревожно-загадочное чувство возникает потому, что в каждой строфе повторяются слова с корнем "холод”: "холод на заре”, "холодный обнажённый сад”, "сердце стало холодней”.

Но красоты столько в природе, что она побеждает тревогу: "серебряный мороз”, "бирюзовое небо”, "красные настурции”, "рдеют поздние цветы”; лирический герой идёт по земле, "одетой в наряд сада” — мягкий разноцветный ковёр из листьев.

А метафорическое сравнение в двух последних строфах:

Красным пламенем настурции горят...
.....................................................
Но как пламя рдеют поздние цветы —

напоминают о тепле, лете, ярком солнце.

Что ещё необычного в этом стихотворении?

"Свежим глянцем зеленеет след колёс...”; "звонкий холод”; "на серебряном просторе”.

Эти метафоры создают зримость, осязаемость образов природы у Бунина. И снова волшебство — мы остались в саду, а вокруг нас уже зима, февраль.

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
(1901)

Как ощущается "любовь и радость бытия” в этом февральском пейзаже Бунина?

Зима, но мы ощущаем приближение весны и тепла, хотя "холоден и сыр февральский воздух”. Стужа уже прошла — снег "слезится”, "молодеет Божий мир”, небо смотрит "ясным взглядом”...

Чем любуется лирический герой?

Голубым отблеском "ясного взгляда” неба на всём, деревьями "в лоне небосклона”, неуловимыми приметами весны, "Божьим миром”. Вот в этом ожидании тепла, обновления, "молодости” Божьего мира — "любовь и радость бытия”.

Поэт Николай Рыленков сказал: "Иногда Бунина называют холодным мастером. Это чистейшее недоразумение”. Попытайтесь доказать мысль Н.Рыленкова.

Вывод урока. Читая стихи И.А. Бунина о природе, мы чувствуем, как пленительна смена времён года, как прекрасны поля, леса, рощи, сады, через которые, меняясь, проходят весна, лето, осень, зима. В этом любовь и радость бытия. Ещё прекрасней природа, если музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворит её человек, поэт, чьё сердце "жаждет блеска дня и счастья”.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.