logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока. Выявить религиозные мотивы в творчестве Некрасова и Толстого путём сопоставления произведений; сравнить христианское и народное понимание правды; показать, что мотив правдоискательства — сквозная тема в русской литературе; вспомнить, обобщить сведения о притче и духовном стихе как литературных жанрах.

Подготовка к восприятию

Индивидуальное сообщение: «Русская духовная литература» (на основе обобщения ранее изученного).

Слово учителя о правдоискательстве как народной духовной традиции и образах правдоискателей в русской литературе XIX века.

Индивидуальные сообщения: «Образ Ионы Ляпушкина», «Образ Платона Каратаева».

Можно ли этих героев Некрасова и Толстого считать правдоискателями? Почему?

Работа по теме урока

Как определите жанр прочитанного дома отрывка? (Имеется в виду фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», известный как притча Платона Каратаева.) Отметьте черты притчи.

В чём, по-вашему, смысл притчи, рассказанной Платоном Каратаевым? Как воспринимает купец своё наказание? Считает ли его несправедливым? Почему старый купец не держит зла на человека, за которого он страдает безвинно? Какова реакция настоящего убийцы на рассказ купца? Что для него значит покаяние?

Какие чувства вызывает притча у слушателей и у самого рассказчика? Толстой пишет: "Пьер теперь прислушался к ней (к притче), как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру”.

Как вы думаете, что испытывал Пьер, услышав в очередной раз притчу Каратаева? Какие слова из рассказа Платона можно считать главными, выражающими идею фрагмента? Какие христианские ценности в нём утверждаются?

Проверка домашнего задания

Толкование слов: грех, страдание, справедливость, искупление. Как понимало эти категории христианство?

Близок ли герой Толстого к библейскому пониманию этих категорий? Поясните.

Как эти же понятия осмыслены в легенде «О двух великих грешниках», включённой Н.А. Некрасовым в поэму «Кому на Руси жить хорошо»? Вспомните отрывок, выражающий идею фрагмента.

Совпадает ли народное (в изображении Некрасова) понятие справедливости и искупления греха с христианским? Чем похоже и чем различается нравственно-духовное содержание этих двух произведений? Ведь оба рассказа — притчи. В чём их таинственный смысл?

Есть ли внутренний спор между этими произведениями Л.Н. Толстого и Н.Н. Некрасова и в чём его суть?

Домашнее задание

Придумать тему своей творческой работы, которая может быть написана на материале урока, и защитить "жанр”, в русле которого она будет создана.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.