logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

закрепление изученного материала по теме;

обобщение знаний о жанровом многообразии литературного наследия А.С. Пушкина;

определение принципа выбора Пушкиным исторических сюжетов в качестве основы для своих произведений;

оперирование литературоведческими понятиями;

отработка основных навыков монологического ответа.

Ход урока

Урок проходит в форме разгадывания литературного кроссворда, нарисованного на бумаге и закрепленного на обычной доске, но возможно использование интерактивной доски.

Структура урока.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы усвоили этот материал. В этом нам поможет кроссворд, который вы видите перед собой.

Но сначала давайте вспомним, что объединяет произведения А.С. Пушкина, которые мы изучали в этом году?

(Пушкинские произведения объединяет интерес к истории своей страны, желание осмыслить современность через историю.)

Да, обобщая ваши ответы, можно сказать, что речь у нас шла о делах давно минувших дней. И в тему сегодняшнего урока мы вынесем слова А.С. Пушкина "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…” 

Кстати, подскажите, из какого произведения А.С. Пушкина взята эта цитата?

Из поэмы "Руслан и Людмила”.

2. Да, действительно, это так. В нашем кроссворде зашифрованы имена трех персонажей, героев этой поэмы, самой первой поэмы Пушкина. Давайте попробуем их отгадать.

Первое – имя главного героя поэмы. Руслан.

Второе – имя главного соперника Руслана, сразившегося в ним в поединке. Рогдай.

Вспомните, как звали других соперников Руслана? Ратмир и Фарлаф.

"Руслан и Людмила” – поэма-сказка, в ней действуют ведьма, живая голова, карлик, но действие этой поэмы происходит во времена правления реального, очень известного князя.

– Как его имя и чем он известен?

Владимир Красное Солнышко, известен тем, что крестил Русь.

3. Но в своем творчестве А.С. Пушкин обращался и к более ранним временам в истории Руси. Как вы думаете, в каком произведении отразилось это время, время до крещения Руси?

– Здесь зашифровано имя главного героя. Олег. "Песнь о вещем Олеге”.
– Вспомните, в каком жанре написано это произведение? Баллада.
– Каковы особенности этого жанра?

а) напряженный сюжет,

б) конфликт героя с судьбой,

в) содержит моральный урок и несет поучительный смысл,

г) написано в стихотворной форме.

– Какую дорогую, важную для себя мысль вложил Пушкин в уста кудесника?

Независимость поэта-пророка.

Чтение наизусть отрывка из "Песни…”.

– Вспомните, откуда Пушкин взял сюжет для баллады "Песнь о вещем Олеге”?

За основу Пушкин взял предание, записанное в "Повести временных лет”.

– Кто создал это произведение? Монах Киево-Печерского монастыря Нестор-летописец.

4. А в каком произведении Пушкина выведен образ летописца? Назовите жанр это произведения?

Трагедия "Борис Годунов”.

– Как звали летописца в трагедии? Пимен.
– Как Пимен относился к своему труду? Найдите ответ в тексте.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному…

– Какими основными качествами, по мнению Пимена, должен обладать летописец?

Он должен быть правдив, честен, независим, беспристрастен.

– Как Пушкин добивается беспристрастности своего героя?

Пушкин много работал над словом, сначала была строка.

"Еще одно УЖАСНОЕ преданье”, а потом "Еще одно ПОСЛЕДНЕЕ сказанье”, сначала было осуждение, потом к равнодушие.

– В стенах какого монастыря звучат эти слова:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, 
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, – 
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского, 
Как не уйдешь от Божьего суда!

Чудов монастырь.

Чудов мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексеем, находился на территории Кремля. Свое название он получил от церкви Чуда архистратига Михаила. Его снесли во время реконструкции Кремля в 30-х годах XX века.

– Кто произносит эти слова? Как имя этого человека? Какова его дальнейшая судьба? Григорий Отрепьев.
– Какой фразой заканчивается трагедия "Борис Годунов”? Что это значит?

"Народ безмолвствует”.

5. Кому посвятил Пушкин строки в стихотворении "Стансы”:

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник, 
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Эти строки посвящены Петру I.

– Куда мы впишем это имя?
– В каких еще пушкинских произведениях действует Петр I?

1826 г. – стихотворение "Стансы”.
1827 г. – незаконченный роман "Арап Петра Великого”.
1828 г. – поэма "Полтава”.
1833 г. – поэма "Медный всадник”.
1835 г. – стихотворение "Пир Петра Первого”.
1832–1837 гг. – исторический труд "История Петра I”.

Слайд 3.

– Почему у Пушкина не ослабевает особое отношение к Петру?

Мы анализировали с вами эпизод из поэмы "Полтава” "Полтавский бой”

– На каком композиционном приеме построен это эпизод? Антитеза.
– Каким предстает перед нами Петр I на страницах поэмы "Полтава”? С кем сопоставляется Петр I? Как это дается в тексте?

Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза”, "движенья быстры”, "он промчался пред полками”. Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, "бледен, недвижим”, "несомый верными слугами в качалке”.

Вступление к поэме "Медный всадник” – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

Чтение отрывка наизусть.

6. А теперь попробуйте отгадать последнее слов в кроссворде. Это имя главного героя незаконченного романа Пушкина, который мы читали в 6-м классе. Что вы можете сказать об этом герое?

7. Подведение итогов:

Отгадав этот кроссворд, мы с вами еще раз увидели, что все произведения Пушкина, с которыми мы познакомились в этом году, объединяет искренний, глубокий интерес поэта к истории своей страны.

– Почему же Пушкина так волнуют страницы истории Отечества, почему он в своем творчестве к ним так часто обращается?

8. Домашнее задание. Составить свой кроссворд (на листочках) по произведениям Пушкина.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.