logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель виртуальной экскурсии:расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я.Маршака.

Задачи:

Перечитать уже известные стихотворения С.Я.Маршака с целью выявления их художественного своеобразия.

Познакомить с новыми литературными понятиями (эпиграмма, художественное пространство) на доступном для пятиклассников материале.

Способствовать формированию устойчивого интереса к занятию в литературном кружке.

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран;

презентация Microsoft Office PowerPoint-2007;

детские книги со стихами С.Я.Маршака.

Рекомендации по использованию ресурса: внеклассные мероприятия, посвящённые творчеству С.Я.Маршака в 5 классе, уроки литературного чтения в начальной школе.

Ход заседания кружка

Учитель

Самуил Яковлевич Маршак. Кому не известно имя этого поэта, переводчика!?

3 ноября 2013 года исполняется 126 лет со дня рождения этого замечательного человека, произведения которого читали вам, пятилетним, и которые вы непременно будете помнить пятидесятилетними, когда будете знакомить своих внуков с его произведениями.

Чтец 1

Маршак, сегодня юбилей,
Как много сделал для детей,
Это его Рассеянный,
Так много раз осмеянный.
Литературный перевод,
Поэтов ярких небосвод,
Среди которых сам Шекспир,
Его сонетов целый мир.
Он диссидентов защищал
И молодёжи помогал,
Достойно прожил он свой век,
Был благородный человек! 
(Марк Львовский)

Чтец 2

Достоин чести юбиляр,
Но, к сожаленью, слишком стар.
Едва сидит он в кресле жестком.
Он мог гораздо веселей
Авансом справить юбилей,
Покуда был еще подростком.

Так шутливо ответил Самуил Яковлевич Маршак правлению Союза писателей РСФСР в связи со своим семидесятипятилетием.

Учитель

Сегодняшнее заседание нашей Литературной гостиной посвящено творчеству этого необыкновенного человека. Мы с вами отправляемся на виртуальную экскурсию, тема которой – "Город детства”. Что же это за город такой? Это не Воронеж, где родился поэт, не Петербург, где он учился и потом трудился, не Ялта, где лечился и тоже учился, не Лондон, в университете которого он получал образование. Сколько вы ни будете искать, вы никогда не найдёте населённого пункта с таким названием. Это город для детей, который он создал в своих произведениях. Сегодня вы экскурсоводы и экскурсанты одновременно. Нашими помощниками в путешествии будут ваши любимые с детства книги С.Я.Маршака.

Знакомимся с маршрутом нашей экскурсии: Зоосад – Площадь Базарная – Цирк – Карусели – Школа – Детский сад – Детский театр – Станция – Почта – Тир.

Как видите, в этом городе детства есть всё для того, чтобы его маленьким жителям жилось комфортно, весело, интересно и безопасно.

Цель нашей экскурсии:

II Виртуальная экскурсия в Город детства С.Я. Маршака

Остановка "Зоосад”

Творческий отчёт 1 группы детей, участвующих в подготовке экскурсии.

Не случайно станция "Зоосад” первая в нашем путешествии: первое произведение С.Я. Маршака для детей – его книга "Детки в клетке”. Тема её традиционна: детских стихов о диких зверях и домашних животных всегда было много. Но только в Зоосаде Маршака можно посетить необыкновенный Детский дом, устроенный для животных:

Весною в нынешнем году
В зоологическом саду 
Олень и лев, барсук и рысь
И медвежата родились.
Для них устроен детский дом 
С зеленым лугом и прудом.

Погружение в произведения С.Я. Маршака 

- Кого мы можем встретить в зоологическом саду? (слона, жирафа, тигрёнка, зебру, медведей, совят, кенгуру, шакала...)

- В какой тональности построены стихотворения этой книги? (шутливой)

- Какие шутливые сравнения помогают представить жителей зоосада?

Внимание: слово! Некоторые стихотворения из книги "Детки в клетке” можно назвать эпиграммами.

Эпиграмма – короткое и яркое насмешливое стихотворение.

- Подтвердите цитатами стихотворений мысль о том, что С.Я. Маршак в этой книге достигает "портретной” точности изображения.

2) Остановка "Площадь Базарная”

1. Творческий отчёт 2 группы учащихся 

А теперь отправляемся на главную площадь города Детства – Базарную.

Одно из первых детских произведений С.Я. Маршака ‒ рассказ в стихах "Пожар”.

Так во времена Маршака выглядела пожарная каланча.

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг... 

Погружение в произведения С.Я. Маршака 

- Можно ли сказать, что это рассказ о пожаре?

- О чём это произведение?

- При помощи чего поэт передаёт напряжённую ситуацию? (при помощи многочисленных глаголов: начинается работа, отпираются ворота, выезжают с треском бочки, пролетел через базар, задрожал рукав упругий...)

- Как может охарактеризовать читатель труд пожарного? (благородный, нелёгкий, опасный, героический)

3) Остановка "Цирк”

1. Творческий отчёт 3 группы учащихся 

В городе детства мы посетим цирк. Праздничность, таинственность, необыкновенная ловкость, веселье ‒ именно с этими понятиями связано слово "цирк”. В конце 20-х годов прошлого века имя Маршака буквально гремело в Москве, строчки из стихотворения "Цирк” знали наизусть и маленькие, и взрослые читатели. Говорят, известный поэт В.Маяковский любил произносить:

По проволоке дама 
Идет, как телеграмма.

По словам Л.Кассиля, Маяковский признавался: "Если бы я придумал такие строки, я...целый месяц гордый бы ходил. До чего же здорово!”

Погружение в произведения С.Я.Маршака 

- Кто же из артистов блистал на арене цирка, созданного С.Я. Маршаком?

- По каким произведениям они уже знакомы читателю? ("Детки в клетке”)

- В какой тональности построено это стихотворение? Как она создаётся?

4) Остановка "Карусели”

1. Творческий отчёт 4 группы учащихся 

Бесконечно разнообразна жизнь города детства, созданного С.Я. Маршаком. Зоосад и цирк , Площадь Базарную мы посетили, а теперь предлагаем насладиться катанием на карусели. Как завораживающе для маленького читателя звучат стихи:

Под шатром широким кругом
Мчатся кони друг за другом...

Погружение в произведение С.Я. Маршака

- Какое изобразительно – выразительное средство помогает создать яркий праздник детства – катание на карусели? (Олицетворение, эпитет)

5) Остановка "Школа”

1. Творческий отчёт 4 группы учащихся

В творчестве С.Я.Маршака не одно – несколько стихотворений посвящены теме школы. Кто из нас ежегодно 1 сентября не вспоминает строчки давно известного стихотворения "Первый день календаря”:

Первое
Сентября!
Первое
Сентября!
Первое
Сентября- 
Первый день
Календаря,-
Потому что в этот день
Все девчонки 
И мальчишки
Городов 
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!

Поэт даёт возможность послевоенному маленькому читателю побывать на уроке родного языка, где дети пишут заветные и такие дорогие по тем временам слова: "Нам не нужна война!”. О том, как надо учиться и трудиться и сегодняшний ученик может узнать из стихотворения "Школьнику на память”

2. Погружение в произведения С.Я.Маршака.

- Какие важные советы С.Я.Маршака кажутся актуальными и сегодня?

- Как в стихотворениях на школьную тематику раздвигается художественное пространство одного города?

6) Остановка "Детский сад”

1. Творческий отчёт 5 группы учащихся

Сам поэт признавался:

Читатель мой особенно рода,
Умеет он под стол ходит пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.

Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста". Книги Маршака – это не только "витамин роста”, но и "витамин взросления”, помогающий юному читателю открывать окружающий мир, понимать его.

2. Погружение в произведение "Сад идёт”

- Каким настроением проникнуто стихотворение Маршака?

- Почему современные мамы могут только мечтать о таком детском садике, о котором рассказал Маршак?

7) Остановка "Детский театр”

1. Творческий отчёт 5 группы учащихся

В городе Детства Маршака есть и свой детский театр. Поэт неоднократно признавался: "В деле художественного воспитания большое значение может иметь не детский театр, а "театр для детей", то есть такой театр, в котором участниками являются взрослые, а зрителями дети”

2. Погружение в произведение

- Почему от начала стихотворения и до его конца сохраняются интонации торжественности?

8) Остановка "Станция”

1. Творческий отчёт 6 группы учащихся

Сегодня бы мы сказали, что героиню стихотворения Маршака "Багаж” можно увидеть на железнодорожном вокзале, а в стихотворении поэта – на станции, поэтому и наша остановка называется "Станция”.

2. Погружение в произведение

Давайте поиграем: вспомните, какие предметы сдавала Дама в багаж в той последовательности, в какой это происходит в стихотворении?

- Как поэт расширяет художественное пространство в этом произведении?

9) Остановка "Почта” 

1. Творческий отчёт 6 группы учащихся

В городе детства, созданного Маршаком, есть, как полагается, и Почта. Через четыре года после рассказа в стихах "Пожар” поэт создаёт произведение "Почта”. Стихотворение Маршака "Почта”, как кажется, давно потеряло свою актуальность. И в самом деле, кто из нас сегодня ассоциирует слово "письмо” не с электронным ящиком, а с бумажным конвертом? Наверное, никто. Вот именно поэтому стихотворение Маршака "Почта” - прекрасный способ рассказать о том, что же это такое — почта 20 века, как почтальоны разносили письма по домам, и как радовались люди, получая такие долгожданные письма от своих родных и знакомых. Ведь как бы там ни было, а почта все еще работает и сейчас. И до сих пор ходят люди с толстой сумкой на ремне.

2. Погружение в произведение

- Что бы вы могли сказать о своеобразии начала этого стихотворения? (представляет собой загадку)

- Что вы можете сказать о художественном пространстве этого стихотворения?

Заключительное слово учителя 

Итак, мы завершаем с вами виртуальную экскурсию по страницам произведений С.Я. Маршака "Город детства”. Перед вами последний слайд презентации – "Непрочитанный Маршак”. Сколько бы ни было нам лет, но творчество этого поэта можно открывать и открывать для себя, для своих детей и внуков, для своих учеников вновь и вновь, находить самые заветные и порой такие необходимые слова, наносить на нашу маршрутную карту всё новые и новые остановки: это и улица Бассейная, на которой живёт Человек Рассеянный, и улица Садовая, по которой ходят новые трамваи, и дом № 113 на одной из этих улиц, в котором живёт Великан, возводящий города на столе и...

Мы с вами много работали, чтобы сегодняшнее мероприятие состоялось, и вот оно уже позади.

- Что нового и интересного вы сегодня унесёте с собой?

- Что у нас с вами получилось, а над чем предстоит ещё поработать?

- Ребята, а как вы думаете, на какую тему можно было бы составить виртуальную экскурсию по творчеству поэта. (Пятиклассники называли следующие темы:

1) "В мире профессий”

2) "Так живёт наша школа”)

Много лет своей жизни посвятил творчеству для детей С.Я Маршак, занимаясь при этом и другой работой, связанной с детскими проблемами и интересами. Он принимал непосредственное участие в создании Детских домов, помогал беженцам с детьми в трудные для России годы, ему принадлежит и создание детского театра. Также писатель работал в детском журнале, переводил детскую литературу, оставаясь однако при таком напряженном ритме жизни человеком, способным создавать чудесные стихи для детей и взрослых.

И закончить заседание нашей Литературной гостиной, посвящённой юбилею замечательного поэта , хочется необычно. К вам, дорогие читатели и почитатели творчества С.Я.Маршака, обращается автор.

Пожелания друзьям (звучит аудиозапись, стихотворение в исполнении Маршака)

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.