logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

раскрыть мысль писателя о том, что женщина и война – понятия несовместимые, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за родину;

выявить, каково отношение учащихся к прочитанному, поразмышлять над образами, событиями;

проверить, вдумчиво ли читали произведение;

воспитывать патриотизм, гражданственность.

Оборудование: на доске плакат, посвященный событиям, изображенным в повести,
выставка книг о Великой Отечественной войне, грамзапись, презентация

На доске эпиграф: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами» (Б.Васильев)

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

2. Вступительное слово учителя

– Мы закончили изучать героическую эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Автор рассказал нам о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение Родины. Перед нами прошли картины ужасной битвы 1812года, где каждый дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину.
Великая Отечественная война 1941-1945 года оставила глубокий след в истории нашего государства. Советская литература не могла остаться в стороне от тех событий, в которых решалась судьба страны. В который раз война показала всю свою жестокость, бесчеловечность

3. Знакомство с автором, историей создания повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

– Из бесед с вами я поняла, что вы хотели бы поговорить о повести Б.Васильева « А зори здесь тихие» Мы серьезно готовились, вместе составляли вопросы, подбирали материал.
– Что вы узнали о самом авторе, может быть кто-то знает об истории создания повести «А зори здесь тихие»?

4. Беседа о прочитанном с целью выявления восприятия

– Какое впечатление произвела на вас повесть?
– Какие эпизоды наиболее запомнились, потрясли вас?

Учитель: Я чувствую, всем не терпится высказаться. Итак, эмоций много, вы их выплеснули. Давайте перейдем к произведению, поподробнее поговорим. Кто больше всего из девушек поразил вас?

5. Художественный пересказ

– Рита Осянина
– Женя Комелькова

Учитель: Даже трудно что-либо сказать. Вы правы. Автор как живыми показал этих 
девушек

6. Идейно-эстетический анализ повести, характеров ее героев

– Обратите внимание на доску: «...самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений…»

– Что не может сочетаться и почему? (Женщина и война – контрастность)

– Что поможет это раскрыть? (Авторский приём – антитеза)

– Как вы думаете, почему в повести так подробно описана мирная жизнь на 171-м разъезде? (Когда читаешь начало повести, сначала не ждешь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как – то все обычно, просто. И на задание они идут обычно, просто, весело, их не страшит враг, «силою до 2 фрицев». Может быть, так больно читать о том, как они погибают.
Писатель говорит, что в отделении у Риты были лишь сплошь комсомолки, « просто зеленые. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах, да поцелуйчиках», они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми. Их и бойцами назвать-то нельзя. Но ведь многие из них погибли, защищая страну.)

– Что мы узнаем об их прошлом?

– Что привело девушек на фронт?

– О том, какой личный счет у Жени и Риты, мы уже слышали из выступления ребят. Вспомним прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак. 

Учитель: Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как «глупо, несуразно и неправдоподобно умирать в 19 лет…»

Учитель: Героинь повести Васильева можно сопоставить с теми девушками, о которых пишет в своих стихах Ю.Друнина, тоже участница Великой Отечественной войны. Давайте послушаем стихотворение «Зинка», которое подготовили ребята.

Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть,
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ; «Выступать вперед»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

– Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет
Где-то в яблочном захолустье, 
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна
Пахнет в хате квашней и дымом
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.

7. Выразительное чтение стихотворения

– Прошу вас, прокомментируйте эти стихи. (Поэтесса доказала, что светловолосые солдаты совершают чудеса героизма. Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах , не боясь, бросает их в самое пекло, где рвутся снаряды, где кровь и смерть.
Так могла бы написать и Женя К., и Рита О. о себе и своих подругах Но Васильев пишет не так, его отношение к ним – это отношение старшего, сильного, который понимает, что война и женщина – понятия несовместимые.)

– Как же ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?

– Стоит вспомнить, как девчата переносят трудности пути? (Они идут через болото, Галка потеряла сапог. Молчит гвардия Васкова, пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут упрямо, зло. Гнал старшина своих девчат ходко, но девчата не сдавались, раскраснелись только. Бежал и сам. Пока и у самого дыхания хватало. А они – за ним. И ни слова жалобы. Наоборот. Соня улыбается. А Галка обижается : « А почему это я в запасных?» У Гали жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. И вот Соня погибла. Потому что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь. Да, она погибла.
Про себя старшина подумал: «А ведь она могла нарожать ребятишек. А те бы – внуков и правнуков. А теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки, в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».)

– Вы согласны?

– Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? (Да. Они бесстрашно перебирались через болото, при первой же встрече с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. Когда надо было сделать так, чтобы немцы пошли в обход, они быстро нашлись, разыграв сцену с лесорубами. И если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, они все погибли, как герои, защищая Родину. И вообще, всем женщинам, участницам войны, нужно поставить памятник.)

– Мы, конечно же, не можем не согласиться с этим.

– Ребята, как вы считаете, почему все девушки в повести погибают?

– Как бы вы ответили на этот вопрос? (Война была очень жестокой, и гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Очень хочется, чтобы девушки не погибли, ведь они такие молодые. Но это было бы неправдоподобно, ведь немцев было много, а их всего 6 человек, да и воевать-то девушки, по существу, не умели. Но они прекрасно понимали, за что они отдают свою жизнь.)

– Друзья, так можно ли назвать этих девушек героями?

Учитель: Конечно, не полным будет наш рассказ, если мы не скажем о Федоте Евграфовиче Васкове.

8. Художественный пересказ

Учитель: Мы говорим о героях повести, которая носит удивительное, скромное, несколько даже протяжное название «А зори здесь тихие». Почему автор так назвал повесть?
(Заглавие подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах 
Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, а зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде, тишину.
В названии отразилось авторское отношение к событиям. Кажется, Б.Васильев расскажет о чьей-либо любви, или о свежести вечернего ветерка, или об алом закате солнца Но автор говорит о другом – о войне и о шести героях. Это выражение несколько раз встречается в почести. Автор как бы напоминает о мирных днях, которые могли бы не прерываться.
Девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы над нашей страной были тихие зори, чтобы нас не будили взрывы бомб, и мы никогда бы не узнали ужаса войны. Свои названием Васильев уже выражает протест против войны.)

9. Подведение итогов урока

Урок заканчивается прослушиванием песни Я.Френкеля «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

10. Домашнее задание

– Напишите сочинение «Великая Отечественная: секрет нашей победы» (на примере одного произведения о Великой Отечественной войне).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.