logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели:

Познакомить учащихся с любовной лирикой А.А. Ахматовой;

Выявить основные черты поэтики А.А. Ахматовой  через анализ и интерпретацию стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…»;

Совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Развивать навыки свободного и грамотного владения речью;

Воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация к уроку и музыкальное сопровождение, ажурная  шаль, перчатки на стуле, свечи, чернильница с пером, листы бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент (приглушённо играет медленная музыка)

Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки». «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей «незавитой чёлкой», прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов – читала, почти напевал, свои стихи».

Воспоминания Ю. Анненкова «Дневник моих встреч».

(Звучит 1 часть триптиха «Смятение» 1 января 1913 г. -звучит музыка) 

II. Постановка целей урока

Любовь! Каждый слышит в этом слове что-то своё.

Любовь! К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты и А.С. Пушкин, и Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, но любовь, вернее  те чувства, которые она порождает особенные. Почему особенные чувства? Это нам предстоит выяснить сегодня в ходе урока. Тема нашего урока: 

«Вестью душу мою окропи,–
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви»
(Любовная лирика А.А. Ахматовой).

III. Усвоение новых знаний

У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным.

Послушаем страницы из жизни поэтессы: 3 учеников делают короткие сообщения из жизни Ахматовой.

1. В Царском Селе в сочельник в 1903 года Аня Горенко познакомилась с гимназистом Николаем Гумилёвым и стала постоянным адресатом его стихотворений. Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С. Гумилёва. Супруги обвенчались 25 апреля в церкви села Никольская слобода по Киевом. Медовый месяц прошёл в Париже, где поэтесса познакомилась с художником Амадео Модильяни, запечатлевшим её облик в карандашном портрете. Уезжая из Парижа, А.А. Ахматова бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы. Постепенно отношения с мужем сходят на нет. Они были людьми равновеликими в поэтическом таланте, что не могло не осложнить их жизни, и без того осложнённой разницею в чувстве – неизменно пылким у Гумилёва и достаточно сдержанным у Ахматовой. Ближайшая подруга Ахматовой  Валерия Срезневская в своих воспоминаниях писала: «…Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих «сизых голубков».

2. После развода с Николаем Степановичем Гумилёвым в 1918 году Ахматова выходит замуж за поэта В.К. Шилейко. Но в 1921 году после расстрела Н.С. Гумилёва Ахматова расстаётся с Шилейко. В конце 1922 года на полтора десятилетия поэтесса соединяет свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным.  Анна Андреевна поселилась в квартире Пунина, в садовом флигеле Шереметьевского дворца (Фонтанный Дом), деля кров вместе с другими членами семьи Николая Николаевича, но продолжала бывать в Мраморном дворце у Шилейко, заботясь о нём и его собаке. Даже после разрыва с Н. Н. Пуниным (1938) Ахматова жила вместе с его семьей, за исключением периода эвакуации 1941–1944 гг. 

3. Критик А.И. Павловский  в своей книге «Анна Ахматова – жизнь и творчество» говорил, что Ахматова действительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражения А. Колонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души».

IV. Работа по выявлению оттенков любовного чувства в лирике поэтессы

И большую часть страниц в этой книге занимает «великая земная любовь». А какой в любви была лирическая героиня Ахматовой? Какие чувства любви она испытывает? Послушаем строки их её стихотворений и определим какую любовь испытывает лирическая героиня в каждом отрывке.

(ученицы читают наизусть отрывки из стихотворений Ахматовой, в которых затрагивается тема любви; отрывки расположены таким образом, что создаётся впечатление единого стихотворения

Так какие же оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки?

Любовь 

Тяжесть 

Радость

Несчастье 

Безумие 

Зависть 

Откровение 

Гордость 

Пытка 

Земная любовь 

Такую разноликую любовь Ахматова изобразила уже в первом своём поэтическом сборнике «Вечер» в стихотворении «То змейкой, свернувшись клубком…» (ученица читает наизусть стихотворение)

V. Анализ стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Любовь, несомненно, самое возвышенное, самое поэтическое из всех чувств, ведь поэту всегда "диктует чувство" – а какое из чувств сравнится с любовью по силе воздействия? Для Ахматовой любовь – это союз двух душ, изобилующий внутренними трагедиями. Какой союз, какое чувство показала поэтесса в ещё одном своём лирическом шедевре?

(ученица читает стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Это стихотворение, являющееся поистине шедевром творчества Анны Андреевны Ахматовой, вызывает у каждого читателя и слушателя гамму чувств и хочется читать его снова и снова.

Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение (на столах у каждого ученика экземпляр стихотворения)? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

Стихотворение вызывает чувство сострадания к любви – страданию лирической героини и её возлюбленного, так как в стихотворение представляет непростые отношение между мужчиной и женщиной.

Почему отношения героев столь непросты? Наверное, вам подросткам, как никому другому  известно это прекрасное чувство?

Отчёт групп по анализу стихотворения «Сжала руки под темной вуалью»

Над анализом этого стихотворения вы работали в группах, каждая группа получила предварительно задание, которое является составляющей целостного анализа данного стихотворения.

1.«Знатоки композиции» 

В чём особенность композиции стихотворения?

2. «Герои»

Герои. Как они представлены? Как душевное состояние героев проявляется в их поступках, восприятии ситуации. Почему чувства, которого они испытывают не называя их прямо?

3. «Время действия»

Как оно представлено? Как соотносятся прошлое и настоящее? О каком времени вообще идёт речь?

4. «Место действия»

Как оно представлено? Почему героиня бежит до ворот? Какие особенности художественного пространства можно выявить?

5. «Художественно – выразительные  средства»

Как они помогают передать чувства героев, их настроения?

6.  «Интерпретация»

7. «Критика»

Написать рецензию на стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…»

VI. Выявление особенностей лирики Ахматовой

Любовь – одна из тем лирик Ахматовой. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» является одним из ярчайших в любовной лирике. В течение 1-2 минут подумайте и запишите, какие особенности любовной лирики Ахматовой мы увидели в ходе анализа стихотворения:

1) Психологизм лирики; (щелчок)

2) Чувство героев передаётся через внешние проявления: мимика, жесты, поступки героини и героя; (щелчок)

3) Драматургия стихотворения; (щелчок)

4) Выявляется сюжет стихотворения; (щелчок)

5) Близость стихотворения к прозе и кино; (щелчок)

6) Говорящие детали, через которые передаются чувства героини. (щелчок)

Итак, прекрасное чувство – любовь. Оно настолько огромное и разнообразное в своём проявлении, что его можно представить в идее «Древа любви». Вспомним начало нашего урока, отрывки  из стихотворений Ахматовой и те выявленные оттенки любовного чувства (на слайде все, кроме «жирно обведённых)

А какие же чувства любви в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…»?

Жалость, равнодушие, сострадание, страх. 

Но какой бы любовь не была, он будет всегда «ВЕЛИКОЙ ЗЕМНОЙ ЛЮБОВЬЮ» (на слайде выходит последнем на стволе дерева)

VII. Подведение итогов

За строками ахматовских стихотворений вырастает огромный мир переживаний и событий. Автора волнуют мельчайшие движения человеческой души.

Возвращение в ситуацию начала урока: (Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки»).

«Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. И этого не отвергал ни один слушающий её человек».

Воспоминания Ю. Анненкова «Дневник моих встреч».

(звучит триптих «Смятение» 2-3 строфы или стихотворение «Песня последней встречи» (ученица читает под музыку)

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.