logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Организация и ход урока:

Предварительное домашнее задание: прочитать пьесу Островского «Гроза».

Первый этап урока. Схватывание или индуктор.

Учитель: «Какие ассоциации проявляются у вас, когда вы произносите это слово: «Гроза».

Учащиеся называют: стихийное явление природы, сопровождаемое громом и молнией.

Учитель: «А для кого из героев пьесы характерно такое понимание этого символического образа:

-Семейный гнет, тяжелая обстановка в доме   /Тихон/

-Благодать Божья                       /Кулигин/

-Илья Пророк по небу катиться /Феклуша/

-Кара небесная /Обыватели города Калинова/

-Возмездие за грехи /Катерина/

Учитель, записав на доске все предложенные истолкования, дает следующее задание.

Составьте предложение с каким-то из указанных значений слова-образа «гроза».

Организация парной или групповой работы, основанной на выборе противостоящих друг-другу персонажей.

Катерина-Кабаниха

Кулигин-Дикой

Катерина-Варвара

Задание: Расскажите об этих героях, докажите, что использован прием антитезы.

Второй этап урока. Деконструкция.

Все учащиеся должны ответить на вопрос: Кто же луч света в «Темном Царстве?».

Группе «Картерина- Кабаниха» предложена карточка «О бедной Кабанихе замолвите слово»

Группе «Кулигин-Дикой» предложена карточка «Можно ли назвать Кулигина лучом света в «Темной Царстве?».

Группе «Катерина-Варвара» предложена карточка «Точка зрения Н.Д.Тамарченко».

На этом этапе каждой группе представляется возможность определить путь дальнейшего поиска.

Третий этап урока. –Организующее ядро.

Учитель предлагает ученикам выбрать из двух противоположных точек зрения критиков-современников А.Н.Островского- выбрать ту позицию, с которой они согласятся. /Фрагменты статей прилагаются/

Четвертый этап урока. Созидание, реконструкция.

Учащиеся, сопоставив различные точки зрения, должны найти ответ на вопрос: Кто же является истинным героем пьесы – «Лучом света в Темном Царстве».

Учащиеся работают в паре или группе, создавая письменный ответ в форме эссе.

Пятый этап урока. Социализация и афиширование.

Результат работы группы предъявляется всему классу. Автор или другой участник зачитывает созданное эссе.

Шестой этап урока. Корректировка или разрыв.

Учащиеся класса, заслушав работу одноклассников, вносят исправления. Учи­тель предлагает почитать материал в учебниках под ред. Лебедева, Кутузова.

Седьмой этап урока. Рефлексия

Учитель задает заключительный вопрос: Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».

Приложения

Карточка 1

Основные положения статьи Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Идеи статьи.

1. Не «темное царство» изображает Островский, а «семейный курятник»

2. « Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкой со стороны Добролюбова; он увлекся симпатией к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление».

3. «...взгляд Добролюбова неверен и...ни одно светлое явление не может ни воз­никнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выве­денной на сцену в драме Островского».

4.  Критик не верит ни в любовь Катерины к Борису, возникающую «от обмена не­скольких взглядов», ни в ее добродетель, сдающуюся при первом удобном случае. «Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских се­мейств?».

5. «...воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни раз­витого ума».

6. «Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несо­размерность между причинами и следствиями.. Каждое внешнее впечатление по­трясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор про­изводят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты.

7. «Грянул гром - Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на сцене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному - ну, посудите сами, как же, в самом деле, Катерине не сказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей». Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом.

8. «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать зав­тра,... наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затя­нувшиеся узлы самым глупым способом, самоубийством, да еще таким самоубий­ством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

9. Писарев считает "лучом света» деятельную, сильную натуру, способную увлечь других людей новыми идеями, повести за собой, наполнить жизнь свою и других радостным, благородным трудом, то есть «такие личности не Катерине чета».

«... Народ нуждается только в одной вещи - в движении мысли. Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь...»

Карточка 2

Основные положения статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царст­ве»

10. Критик увидел в Катерине «решительный, цельный русский характер, который составляет шаг вперед... во всей нашей литературе»;

11. Героиню пьесы Добролюбов называет «лучом света в темном царстве»;

12. Гибель Катерины кажется ему протестом, «в нем дан страшный вызов самодур­ной силе»;

Этот протест доведен до конца, поэтому «Гроза» есть, без сомнения, «самое ре­шительное произведение Островского.

Карточка 3

О бедной Кабанихе замолвили слово

(Я мыслю - следовательно, я рискую)

Недели две назад по всем российским школам прокатилась гроза - Остров­ский. Закончив изучать бессмертное творение классика, десятиклассники с чувст­вом огромного облегчения написали сочинение. Одни ученики как всегда скатали текст из шпаргалочного пособия, другие выдавили из себя стандартные мыслезаключения. И только один человек написал то, что в действительности думает на тему «Катерина - луч света в темном царстве» Это сочинение передала в редак­цию учительница русского языка. Вот оно, без сокращений и купюр.

«Катерина - отнюдь не луч света в темном царстве. Почему? Потому что « лучи света» не гуляют темной ночью от своих мужей.<...> Настоящий «луч света» выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала.

Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в XIX веке этот характер и был идеальным, но не сейчас. Катери­на - избалованная, ленивая женщина. <... >

И вдруг ее выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не дает. <... > И рядовая семья Кабановых стала для нее темным царст­вом.

<... > У Кабанихи твердый характер. Она говорит человеку все, что о нем ду­мает. И говорит в глаза. В наше время она бала бы хорошим руководителем како­го-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времен. Не она ли приказала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять?<... > А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису.

<...>В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Кате­рины - это протест против нравов «темного царства». Таких протестующих на свете много. Но ни один из них еще ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовы простить ей все Кабанов потерял единст­венную любовь. Кабаниха сказала: «Ну и, слава Богу, от стыда избавились Мир пополнился еще одной сплетней...

Стас Дединский»

Считаете ли вы такой подход новаторским или эти мысли вам уже знакомы

Карточка 4

Можно ли назвать Кулигина лучом света в «темном царстве»?

Были попытки в литературоведении и на сцене представить Кулигина «лучом света в темном царстве», попытки, как правило, неудачные.

Сцена решительного разговора Кулигина с Диким сделана буквально «по ре­цепту» Добролюбова. Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Ди­кому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громо­отводов. Кулигин настойчив и смел, его рассуждения, сточки зрения образованно­го человека, здравы и убедительны. Но они вызывают сокрушительную брань и решительную неуступчивость Дикого, как только речь заходит о ...грозе! Причем в брани этой Дикой как бы и не самодурствует; он опирается здесь на авторитет нравственного закона; «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шеста­ми да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться Что ты, татарин, что ли? А? Говори! Татарин?

У Дикого не простой сумбур в голове, как казалось Добролюбову. В нем еще живет народная культура, тысячелетняя мифология, перед которой язык логиче­ского ума бессилен. Дикой не случайно обращается здесь за поддержкой к миру, к народной толпе; «Эй почтенные! Прислушайте-ка, что он говорит!» Народное сознание - не сброд суеверий, не «темнота разумения», а стройная, освещенная нравственным светом космогония, все элементы которой органически связаны друг с другом. Гроза для каггиновцев, и для Катерины в их числе, - не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. Просветитель Кулигин этот этический смысл не берет в расчет, а пото­му его пропаганда воспринимается Калиновским сознанием как бунт чудака- анархиста, «антика» и «химика» против непреложных нравственных истин.

Карточка 5

Точка зрения Н.Д. Тамарченко.

Есть и иная версия подлинного героя пьесы, воплотившего идею правильно­го жизненного выбора. Н.Д.Тамарченко в статье «точка зрения персонажа и ав­торская позиция в драме «гроза» пишет; «Если в «Грозе» противостоят друг другу «свободное чувство» и определенный строй бытовых отношений и представле­ний, то почему главной героиней оказывается Катерина? Принцип полной внут­ренней свободы - «делай, что хочешь» - здесь исповедует Варвара. Ее «естест­венным стремлениям» мешают, видимо, лишь внутренние условия. Побег с Куд­ряшом устраняет это препятствие; стало быть, впредь и не надо заботится о том, чтобы было «шито да крыто». Не следует ли отсюда, что «протест» Варвары бо­лее «решителен»?»

Надо сказать, что вопрос об образе Варвары вряд ли можно отнести к числу простых. Один из исследователей заметил, что ремарки в пьесах Островского но­сят «режиссерский», однако далеко не однозначный характер. Так, например, ре­марка «глядя в сторону, «которая сопровождает первые слова «Разумеется, жал­ко» в диалоге Катерины и Варвары «дает возможность для трех интерпретаций характера Варвары.

Первая; Варваре, эгоистичной и лживой, нисколько не жаль Катерину: она к ней совершенно равнодушна, думает только о себе и, чтобы скрыть это, разгова­ривает с ней, «глядя в сторону».

Вторая; Варваре, доброй и» хорошему человеку», конечно, жаль Катерину, но говорить прямо о своих чувствах, о любви и жалости ей неудобно, непривычно, это не принято в их семье, в атмосфере строгости, дисциплины и «порядка».

Третья; Варвара искренне и глубоко жалеет и любит Катерину, а говорит, «глядя в сторону», потому, что испытывает мучительное чувство стыда, осознает свою вину за родную мать-тирана и безвольного брата, за то, что сама ничем не может помочь и защитить Катерину.

Какая из этих трех интерпретаций соответствует замыслу автора?»

Карточка 6

Какую фамилию носит Борис Григорьевич?

Борис Григорьевич - племянник Дикого, сын его брата. Он говорит о своих родителях, что его «матушка была из благородных... жить здесь она не смогла... очень дико ей здесь показалось».

Итак фамилия Бориса Григорьевича тоже Дикой. Но фамилия Бориса ни разу не звучит в пьесе - настолько она не сочетается с его характером.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.