logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель:

- умение анализировать художественное произведение;

- умение ставить проблемные вопросы и решать их;

- воспитание позитивного отношения к жизни, добрых человеческих качеств.

Ход урока

1. Вступление.

Сегодня очень важно, что в наше время повального детективного и безразборочного чтения появляются произведения, которые заставляют думать. Наши современные писатели, наконец-то, обратили свое внимание на подрастающее поколение. Появились новые произведения, которые помогают нам понять, каков же герой нашего времени.

На этот вопрос мы можем найти ответы в произведениях Нины Горлановой, Ирины Денежкиной, Андрея Геласимова.

Мы остановили наш выбор на произведении Андрея Геласимова «Нежный возраст». (Слово об авторе)

Сегодня на уроке путем анализа данного произведения мы попытаемся разобраться в тех проблемных ситуациях, в которых оказывается герой нашего рассказа или в которых можете оказаться и вы. Главным же вопросом нашего обсуждения станет вопрос: Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?

2. Главный герой рассказа - молодой человек, который повествует нам о своем существовании путем дневниковых записей.

? Сколько лет нашему герою

-не известно 11-12-14

-но мы видим, как мучительно пытается разобраться герой в том, что его окружает, значит, это возраст осознанного осмысления жизни

?Герой пишет дневник, когда это хочется сделать особенно?

-когда никто не понимает

-не с кем поговорить

Да, это время тяжелых раздумий над жизнью, когда хочется закрыться от всех, уйти в себя, просто поплакать.

? Какие проблемы встают перед ребятами в это время?

-взаимоотношения с родителями

-с одноклассниками

-поиск нравственных ценностей

Вот и в нашем рассказе четко выделяются эти проблемы. (Таблица)

3. Семья.

Посмотрим, что происходит в семье нашего героя? Какая это семья?

- вполне благополучная (Найти признаки благополучия)

Но нет в ней спокойствия (Доказать)

Интересно посмотреть на общение в этой семье (Анализ трех диалогов: -с отцом, - с матерью, 1 апреля.

Вывод: глухота, непонимание.

4. Школа.

А что в школе? (Найти доказательства: - все дебилы, надоел Семенов, желание взять в руки автомат. (Кого хочет расстрелять?)

Вывод: злость, агрессия

5. Но вот в жизни героя появляется Октябрина Михайловна.

? Кто она (бывший директор школы, 65 лет, не выходит, уважают пацаны, держит бездомных котов)

? Зачем дает посмотреть фильм

? Как он к этому отнесся

! Впечатления от фильма

Одри

Так в жизнь героя входит первая любовь. Почему он в таком восторге от Одри? Может, потому, что она сама нежность , незащищенность ,некая хрупкость.

? Зачем же дает ему она этот фильм. Хочется, чтобы мальчик открыл для себя другой мир, в котором есть красота, любовь и нежность.

Октябрина Михайловна – единственный человек, который общается с мальчиком. Ей он доверяет свои самые сокровенные мысли, и она охотно выслушивает его, пытается объяснить ему происходящее.

Общение с Октябриной Михайловной

? Что она говорит о родителях. Рассказывает историю отца. Объясняет, почему происходят конфликты между отцами и детьми. У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.

? Что она говорит о Семенове. Что его становится жалко. Почему ему приснился страшный сон? (Пожалел Семенова и представил себя на его месте)

Это общение необходимо им двоим. Герой по-другому стал смотреть на мир. Но ведь и Октябрина Михайловна нуждается в общении с ним, она говорит с ним  о самом  сокровенном: о жизни и смерти.

- чтение фрагментов: 9 апреля 1995 года.

Октябрина Михайловна показала мне песню "Moon River”. Из фильма "Завтрак у Тиффани”. Кассеты у нее нет. Когда пела — несколько раз останавливалась. Отворачивалась к окну. Я тоже туда смотрел. Ничего там такого не было, за окном. Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри.  Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет. Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет. А Октябрина Михайловна сказала: "Значит, мне тоже пора. Все кончилось. Больше ничего не будет”.

24 апреля 1995 года.

Снова рассказал Октябрине Михайловне про Семенова. Она сказала — дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное. Мы умрем. А если это понял, то уже не важно — каков твой друг. Просто его становится жалко. И себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное — не важно. Утрясется само собой. Главное, что пока живы.   Она говорит — у тебя внутри твой скелет. Настоящий скелет, понимаешь? Как на кладбище. Он твой. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. А вообще умирать не страшно. Как будто вернулся домой. Как в детстве.

Ты не бойся. ..умирать не страшно.

-Октябрина Михайловна умерла….

? Почему больше не будет писать. Подумайте и напишите ответ на вопрос дома.

6. Вернемся к главному вопросу. Какие ассоциации со словом нежность?

- хрупкость, то, что можно сломать

Но ведь сломать можно и отношения, и жизнь.

? Почему возраст мальчика нежный

? А у родителей

? А у Октябрины Михайловны.

Вывод: каким бы ни был возраст, главное, чтобы в нем была любовь и нежность.

- Последние слова Октябрины Михайловны

Жалейте друг друга. Вот об этом и рассказ.

  

Материал для урока

Музыка

Там живет старушка, которая дает уроки.

Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет.

Без денег учить отказывается.

Октябрина Михайловна классная старуха. Она раньше давала им деньги, чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое — вообще на всякую ерунду. Когда еще спускалась во двор. Но теперь давно уже не выходит.

Кино

Вот это да! Просто нет слов. Я кассету, наконец, посмотрел. Называется "Римские каникулы”.

Актрису зовут Одри Хепберн. Она была знаменитой лет сорок назад. Я не понимаю: почему она вообще перестала быть знаменитой? Никогда не видел таких... даже не знаю как назвать... женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.

Одри Хепберн — красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю, в чем дело.

Снова смотрел "Каникулы”. Невероятно. Откуда она взялась? Таких не бывает.

Смотрел "Римские каникулы” в седьмой раз.  Смотрю на нее. Иногда останавливаю пленку и просто смотрю.

Откуда она взялась? Почему за сорок лет больше таких не было?

Одри.

Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Я чуть не свалился со стула. 1929 год. Лучше бы она этого не говорила. Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет.

Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет.

Сегодня специально ходил по улицам и смотрел — сколько женщин походит на Одри Хепберн.

Нисколько.

Семенов сказал, что знает настоящее имя Одри. А я ему говорю — я думал, что Одри — настоящее. А он говорит — ни фига. Ее звали Эдда Кэтлин ван-Хеемстра Хепберн-Рустон. Я ему говорю — напиши. Он написал. Я говорю: Там и про Одри Хепберн до фига всего есть. Я говорю: например? Он говорит — ну, она дочь голландской баронессы и английского банкира. Снималась в Голливуде в пятидесятых годах. А до этого — в Англии. Я говорю: а ты зачем про нее смотрел?

Он молчит и ничего мне не отвечает. Я ему снова говорю. И он тогда пальцем показывает на мою тетрадь. Там четыре раза на одной странице написано: "Одри Хепберн”.

Одноклассники

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.

В школе полный мрак.

Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали.

Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают фиг знает что.

Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?

В школе все по-прежнему. Полный отстой.

Родители

Отец не дает денег на музыкальную старуху. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Жмот несчастный.  Старухе надо-то на гречневую крупу. Жмот. Но он говорит — дело принципа. Сначала надо разобраться в себе.

Было бы в чем разбираться.

"А ты сам в себе разобрался?” — хотел я его спросить.

Но не спросил. Побоялся, наверное.

Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались. Сначала у себя в спальне, потом в столовой. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухой?

Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга?

Не дай бог мама ее куда-нибудь зашвырнула. Она вчера много всего об стенку расколошматила. Может быть, ей купить автомат?

Сказал родителям, что меня выгоняют из школы. Они позабыли, что не разговаривают друг с другом почти неделю, и тут же начали между собой орать.

Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил про уроки. Они опять с мамой не разговаривают.

Может, он хотел извиниться?

Отец приходил. Сказал, что я сам виноват в том, что случилось первого апреля. Не надо было так по-дурацки шутить. Я сказал ему — да, конечно.

Через две недели у меня день рождения. Думаю позвать пацанов из двора. Интересно, что скажет папа?

Он приходил сегодня ночью. Я уже спал. Вошел и включил свет. Потом сказал: "Не прикидывайся. Я знаю, что ты не спишь”.

Я посмотрел на часы — было двадцать минут четвертого. Еле глаза открыл. А он говорит: "Вот видишь”. И я подумал: а что это интересно я должен "вот видеть”?

Он сел к моему компьютеру и стал пить свое виски. Прямо из горлышка. Минут десять, наверное, так сидели. Он у компьютера — я на своей кровати. Я подумал: может, штаны надеть? А он говорит: с кем я хочу остаться, если они с мамой будут жить по отдельности? Я говорю — ни с кем, я хочу спать. А он говорит — у тебя могла быть совсем другая мама. Ее должны были звать Наташа. А я думаю — у меня маму зовут Лена. А он говорит — шлюха она. А я ему говорю — мою маму зовут Лена. Он посмотрел на меня и говорит: а ты уроки приготовил на завтра?

Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом. Даже через меня. Мама два раза не ночевала дома. Папа смотрел телевизор, а потом пел. Закрывался в ванной комнате и пел какие-то странные песни. В два часа ночи. Интересно, что подумали соседи?

У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.

Мама опять не ночевала дома.

Приходила мама. Сказала: можно поговорить? Я сказал — можно.  И смотрит на меня. Так, наверное, минут пять молчали. А потом говорит — я, может, уеду скоро. Я говорю — а. Она говорит — может, завтра. Я снова говорю — а. Она говорит: я не могу тебя взять с собой, ты ведь понимаешь? Я говорю — понятно. А она говорит: чего ты заладил со своим "понятно”? А я говорю — я не заладил, я только один раз сказал.  А она говорит: у тебя девочка есть? Я говорю: а у тебя когда самолет? Она говорит — ну и ладно.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.