logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

I. «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Обучение выразительному чтению

Начнем урок с чтения небольшого отрывка от слов: «Муж великанского роста...» до слов: «...над другими воздвигшейся грозно» (всего шесть строк, учебник). Поможем ученикам почувствовать ритм гекзаметра, научиться правильно распределять дыхание на непривычно длинной строке, научим выразительному чтению описания циклопа.

После этого приступим к чтению эпизодов, рассказывающих о пребывании Одиссея у Полифема (читают дети). Учитель обращает внимание на то, насколько шестиклассникам удается передать ритм поэмы.

II. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, хитроумие Одиссея

Беседа

— Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал? (1-й вопрос, с. 248 учебника.)

В тексте нет прямого ответа на этот вопрос. Рассуждая, дети могут ответить так: когда Одиссей увидел пещеру циклопа, его насторожило, что она была огромная и в ней жил свирепый великан. Одиссей велел большинству спутников остаться на корабле и сторожить его неусыпно. Одиссей испытывал чувство близкой опасности.

Предложим ответить на 2-й вопрос:

— Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа?

Напомним им, что греки верили, будто все в мире совершается по воле богов, что все живущие должны чтить эту волю. Считалось, что боги требуют соблюдать закон гостеприимства и тот, кто нарушает его, может прогневить небожителей. Возможно, Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.

Вспомним, что такое сравнение и эпитет, и ответим на 3-й вопрос:

— Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками?

Циклопа Полифема характеризуют такие эпитеты и сравнения:

...был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;

Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен

Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,

Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

Работая с текстом, находим ответ на 4-й вопрос:

— Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвел на них?

...У каждого замерло милое сердце:

Голос гремящий и образ чудовища в трепет привел нас.

Учитель может обратить внимание класса на противопоставление: «милое сердце» и «образ чудовища», показать, что это сочетание противоположных образов помогает представить себе ужас и трепет путешественников.

Говоря о Полифеме, можно рассмотреть иллюстрации (с. 240, 247 учебника), обратить внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.

Отвечая на два следующих вопроса, приходим к выводу, что Одиссей предстает перед нами храбрым, умным, осмотрительным. Особенно подчеркивается его хитроумие.

Вопрос 7-й предлагает сравнить Одиссея и Геракла. Вспоминая подвиги Геракла, ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что Одиссей и Геракл — герои, но Геракл действует в основном силой, а Одиссей — хитростью.

Обращая внимание на поэтику «Одиссеи» Гомера, отметим повторения как особенность поэмы (9-й вопрос).

Люди мои собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды...

Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком,

Коз и овец; подоив же, под каждую матку ее он

Клал сосуна.

Повторения отмечают периодические действия: наступление утра, отплытие корабля, доение животных.

— Вспомните, в каких уже изученных произведениях вы встречали повторения.

Ученики назовут русские народные сказки, сказки Пушкина, скажут, что поэмы Гомера древние греки учили наизусть, и эпизоды с повторениями легче было запомнить. Повторения — характерная черта устного народного творчества.

— Что лежит в основе «Одиссеи» Гомера — миф или легенда?

Запишем вывод:

* Поэмы Гомера имеют легендарную основу.

— Какие сказания в книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» являются легендами, а какие — мифами?

Мифы посвящены богам (Зевсу, Гере, Аполлону, Артемиде, Афине-Палладе, Гермесу, Дионису, Пану и другим) и героям (Персею, Гераклу, Тесею, Орфею и другим).

Из легендарных сказаний состоит древнегреческий эпос: «Цикл об Аргонавтах», «Троянский цикл», «Одиссея», «Сказания об Агамемноне и сыне его Оресте», «Фиванский цикл».

III. «Одиссея» Гомера — песнь о героических подвигах, о мужественных героях

Ученики, выполнявшие дома индивидуальное задание, рассказывают о приключениях Одиссея на пути домой, на Итаку.

IV. Анализ сочинений учащихся об одном из подвигов Геракла

Учитель уважительно отнесется к высказанным в сочинениях мнениям учеников. Цель сочинения не контроль, а обучение размышлению на заданную тему, поэтому особое внимание обратим на аргументированность высказанных точек зрения.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение (наизусть — на усмотрение учителя) отрывка — описания циклопа (11-й вопрос, учебник).

Выполнить работу над ошибками по сочинению об одном из подвигов Геракла.

Для самостоятельного чтения

Отрывок из «Илиады»: «Изготовление оружия».

Индивидуальное задание

Подготовить исполнение нескольких обрядовых песен (для детей, которые занимаются в фольклорных ансамблях, или для тех, в чьих семьях еще живы фольклорные традиции).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.