logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. 

Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».


Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

Особенности стиля

Рассказы

1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место

«Ну, публика!»,
«Злой мальчик»,
«Не в духе»

2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату

«Ну, публика!»,
«Не в духе»

3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения

«Хамелеон»

4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне

«Хамелеон»,
«Кухарка женится»

5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей

«Хамелеон»

6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль

«Ну, публика»,
«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия»

7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера

«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия»

8. Большая роль детали

«Хамелеон»,
«Ну, публика!»

9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности

«Хамелеон»

10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия

«Невеста»

11. Говорящие фамилии

«Смерть чиновника», «Хамелеон»

12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно

«Хамелеон»,
«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»

13. Малая форма и глубокое содержание

«Смерть чиновника»

14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера

«Кухарка женится», «Толстый и тонкий»

15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог

«Не в духе»

16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда

«Ну, публика!», «Смерть чиновника»

17. Три единства: места, времени, действия

«Не в духе»

18. Зримость рассказов-сценок 

«Толстый и тонкий»

Урок может быть проведен и по одному рассказу, например «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.
      Итог урока. Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость — сестра таланта». Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.