logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

познакомить учащихся с биографией А.Вампилова, иркутского писателя-драматурга,

совершенствовать умения учащихся анализировать драматическое произведение,

раскрыть проблему: "поборет ли живая душа рутину жизни",

воспитывать чуткость, отзывчивость.

Оборудование:

Портрет А. Вампилова", афиша "Пьесы Вампилова", книги Вампилова, фильм "Старший сын"

Постоим на аларской земле,
Слово "Вампилов"
скажем спокойно,
С благодарностью -
школе и дому,
Селу Кутулик,
Учителю литературы.
Дверь закрыта
в жизнь драматурга,
И открыты
книги, театры,
Будем снова читать его пьесы
И читать свою жизнь
Глазами Вампилова.
Баяр Жигмытов

Ход урока

1. Слово учителя.

- Александр Вампилов - наш земляк. Жизнь его оказалась очень короткой.

19 августа 1937 года родился и погиб 17 августа 1972 года.

Всего - 35 лет.

Имя А.Вампилова широко известно не только у нас в стране, но далеко за её пределами.

Его пьесы "Утиная охота", "Старший сын", "Прощание в июне", "Прошлым летом в Чулимске" и "Провинциальные анекдоты" по праву вошли в золотой фонд отечественной драматургии.

А.Вампилов работал корреспондентом газеты "Советская молодёжь", писал рассказы, очерки, фельетоны.

Он был молод, но хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно и серьёзно. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.

Кажется, что главный вопрос, который задаёт Вампилов:

"Останешься ли ты, человек, человеком?

Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь:?" (В.Распутин)

2. Биография А.Вампилова - выступления учащихся:

1 ученик

Двадцатилетний Вампилов не знал, что начальные слова первого рассказа "Стечение обстоятельств" станут для него пророческими: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека".

В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть:

Он почти доплыл : Но сердце не выдержало за несколько метров до берега :

2 ученик.

Что можно рассказать о такой до обидно короткой жизни?

Всё, как у всех: родился, рос, учился, окончил, работал.

Но между датами рождения и смерти вместилась далеко не простая судьба талантливого драматурга, яркого, светлого человека, чуткого и ранимого, особо восприимчивого к миру, к его радостям и скорбям, смеху и плачу, без его не бывает подлинного искусства.

Я скачу на коне - сорванец темнокожий -
Разнотравьем высоким,
Как маленький бес.
Эта скачка
С байкальскою качкою схожа
Пляской дальней горы
И круженьем небес...
Я не знаю дорог,
Что откроются завтра,
Но сегодня
На этом нагретом лугу
Смутно чувствую,
Что без труда и азарта
Я ни дня в этой жизни
Прожить не смогу.
Андрей Румянцев.

3 ученик

Год рождения А.Вампилова был годом 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.

Четвёртый ребёнок в семье, Александр, любил футбол, мальчишеские игры.

Был спокойным и любознательным. Любил книги. В школе получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком.

Увлекался спортом. Музыкой и драматическим кружком.

Уходил в походы на несколько дней. Писал стихи, но никому не показывал.

4 ученик.

Вот каким помнит его классный руководитель:

"Перед глазами встаёт подросток с задумчивыми глазами и копной кудрявых волос

В те далёкие пятидесятые годы жили мы все материально плохо. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском посёлке Кутулик. Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь. Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, долгие споры о литературе в школе - вот круг занятий и интересов.

Но какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок!"

5 ученик. "После школы был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве. Но тянуло в Кутулик, деревянный, пыльный, с огородом, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией, стадионом, в Кутулик, который от деревни отстал и к городу не пристал".

Почему?

"Я представил себе летний вечер: Большую огуречную грядку, подсолнухи, изгородь из осиновых тычек: Отсюда видна дальняя Берестенниковская гора: Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьётся среди берёз и пашен:."

3.Беседа по пьесе А.Вампилова "Старший сын"

Пьеса "Старший сын" написана в 1965 году. Первоначальное название "Женихи", затем "Предместье" Впервые поставлена в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова в 1969 году.

- Как вы считаете, случайны ли первые названия этой пьесы? - Где происходит действие? Зачитать экспозицию. - Что можете сказать о Бусыгине? О Сильве? Кто они?

/Бусыгин Владимир - студент медицинского института, отца нет, живёт в общежитии.

Сильва - Севастьянов Семён - работает в торговле. В семье разногласия.

"У меня батя - большой шутник. Мне, говорит, надоели твои безобразия. На тебе последние 20 рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год - два не видел". Оказавшись в предместье, пытаются найти место переночевать до утра. На улице холодно./

- Как к их просьбе отнеслись люди?

/Никто им не открыл дверь./

- Какой выход они нашли?

/ Они принимают решение: "У людей толстая кожа и пробить её не так просто. Надо соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить"./

- Кто же такой Сарафанов? В чём его тайна?

/Вся жизнь Сарафанова - самообман, мираж.

По свойствам своей души Сарафанов должен жить какой-то мечтой, хотя бы домашним мифом, будто он работает в филармонии, или вот-вот напишет ораторию, которая его про- славит. У него двое детей: Нина и Васенька. Сам работает в похоронном бюро, но думает, что об этом никто не знает./

Чтение по ролям эпизода "Приход к Сарафановым".

- Как отнёсся сам Сарафанов к этому розыгрышу?

/ Сарафанов легко попадается на розыгрыш Бусыгина. Он добр и доверчив.

Сюжет, начатый легкомысленной шуткой, делает крутой поворот. Беззащитная, доверчивая душа Сарафанова защитила сама себя.

Сарафанов не хочет "зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете".

Не за это ли его ждёт награда?

Когда младшие дети собираются его покинуть, старший сын возвращается к нему. Не свой, случайно явившийся сын, но всё-таки сын.

Вот что вышло из дурацкого розыгыша Сильвы и Бусыгина./

Чтение в лицах заключительной части.

- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафаного человека?

Какой смысл имеет это превращение?

/Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын./

3. Слово учителя.

- Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни.

Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей.

Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: "Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову".

Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. Правда, парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.

"Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека"

4. Выступление ученика о постановке пьесы в театрах.

Из всех пьес А.Вампилова "Старший сын" наиболее часто привлекает внимание наших

театров. В сезоне 1975-1976 г.г. пьеса шла сразу в 52 театрах страны.

Эту пьесу ставят и за рубежом.

В 1976 году был снят телевизионный фильм "Старший сын" /режиссёр Виталий Мельников, в роли Сарафанова - Евгений Леонов/.

5. Просмотр фрагментов художественного фильма "Старший брат".

Обмен мнениями. Могло ли такое случиться в нашей жизни?

6. Слово учителя.

- Что вы оставите после себя на этой земле?

Станет ли она лучше после вас?

Станешь ли ты сам добрее?

7. Чтение учеником стихотворения Л. Татьяничевой "Что ты сделал хорошего".

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может строишь ракеты?
Гидростанцию?
Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирных теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.

8. Домашнее задание: написать отзыв о пьесе "Старший сын".

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.