logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Что такое война? Это – воющий голос металла,

Доносящийся с неба сквозь серую рвань

облаков.

Это – липкая слякоть, привычная злая

усталость,

Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.

Э.Асадов

Ход урока

Мы завершаем изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

«Я старался писать историю народа. Главный герой романа – народ; народ, брошенный в чуждую его интересам войну 1805-1807 г., народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединённый великой целью – очистить свою землю от нашествия», - так писал Л.Н.Толстой

2. Целеполагание.

Тема нашего урока: «Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

- Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?

Мы рассмотрим отношение Л.Н.Толстого к войне.

- Неплохо, но это  общая формулировка.

Мы рассмотрим осуждение Толстым войны как противного человеческой природе события.

Мы подтвердим мысль Толстого о бессмысленности жертв войны и об антигуманной сущности войны.

- А теперь подумаем о том, только ли в творчестве Л.Н.Толстого нашла отражение тема войны и расширим

Расширим тему нашего урока: «Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир» и произведениям русской литературы XX века.)»

- Давайте уточним теперь цели нашего урока.

Рассмотреть, как раскрывается проблема войны и мира в творчестве писателей 2-ой половины XIX века и XX века.

В «Севастопольских рассказах» Толстой называет войну безумием. Однако именно в романе «Война и мир» осуждение войны раскрылось во всем разнообразии композиционных приемов и в авторских раздумьях о проблемах жизни и смерти.

«Война и мир» - это антивоенное произведение, в котором  подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущей смерть и человеческие страдания. Война не только уничтожает физически людей, но и калечит их души.

            Наша задача – подтвердить это текстом не только романа Л.Н.Толстого, но и произведений писателей XX века

- Дома вы подбирали эпизоды, определяющие отношение Л.Н.Толстого к войне. Читая эпизоды, заостряйте внимание на том, какие приемы  использует Толстой в описании военных действий?

На доске попутно делаются записи:

Проблемы:    

Средства выразительности:



Антитеза

Внутренний монолог

Риторические вопросы

Жизнь и смерть:

страх смерти и любовь к жизни

Бессмысленность

 жертв, страданий



- Какие чувства испытывает человек на войне?

О том, что испытывает любой человек в условиях войны, Толстой пишет в 8 главе второй части первого тома романа:

"Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми". Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.

Толстой использует антитезу  («живых» и «мертвых») и контекстные антонимы (««страдания и смерть» и «силен, здоров»), чтобы показать противоестественность ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти.

- Найдите в романе «Война и мир» примеры показывающие несовместимость понятий мира и войны.

Несовместимость войны и жизни  Толстой показывает на примере описания состояния  Николая Ростова накануне Шенграбенского сражения.

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце ... "Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, -- думал Ростов. -- Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность...  В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни -- всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление.

И в этом фрагменте Толстой использует прием антитезы. «Страх смерти» и «любовь к солнцу и жизни» несовместимы. Но чувство страха, которое испытывает Николай Ростов, можно рассматривать как инстинкт самосохранения.

- Какие чувства испытывает Николай Ростов в первом бою?

Желание жить, жить во что бы то ни стало испытывает Николай Ростов в первом бою.

Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" -- Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, -- и убить!" …. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы… Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине.

Автор не осуждает своего героя за трусость, напротив, понимает естественное желание молодого человека спастись от смерти.

- К каким приемам, кроме антитезы, прибегает Толстой в романе, чтобы подчеркнуть психологическое состояние героев?

- Найдите эпизод размышлений Николая Ростова о бессмысленности жертв и страданий после заключения Тильзитского мира.

Чудовищную сущность войны Толстой передает через внутренний монолог Николая Ростова, ставшего свидетелем общения между императором Александром и Наполеоном после заключения Тильзитского мира:

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения… Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?

Николай Ростов не находит ответа. Это риторический вопрос, которым автор утверждает бессмысленность войны, бессмысленность жертв, бессмысленность страданий.

- Найдите  в тексте определение войны, которое  дает Толстой.

В начале третьего тома Толстой так пишет о начале войны 1812 года:

12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

В этих строках звучит осуждение тех, кто развязывает войны, обрекая сотни тысяч людей на страдания и смерть.

- Как Толстой относится к войне?

Мы видим отвращение Толстого к войне.  Он называет войну  преступлением. Толстой не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. Он пишет:

«Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний… которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

Учитель.

И все же нельзя не отметить различие в отношении автора к войне 1805-1807 годов и к войне  1812 года.  Изучая материалы Отечественной войны 1812 года, которая стала поистине народной войной, Толстой пришел к выводу, что как бы ни была отвратительна война с ее кровью, гибелью людей, грязью, ложью, иногда народ вынужден вести эту войну, вынужден убивать врага. Но убивая, он не испытывает наслаждения от этого и не считает, что совершил нечто достойное восторженного воспевания.

- Какой прием использует Толстой для достижения максимального реализма в изображении  войны 1812 года?

Для достижения реалистичности в изображении войны 1812 года автор дает описание происходящего через восприятие различных героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова и, наконец, Наполеона.

Андрей Болконский так говорит Пьеру в 3 томе романа:

«Война не  любезность,  а  самое гадкое  дело  в жизни, и  надо

понимать это  и не  играть в  войну … Цель войны - убийство, орудия

войны - шпионство, измена и поощрение  ее,  разорение жителей, ограбление их

или воровство  для продовольствия  армии; обман и ложь,  называемые военными

хитростями… Сойдутся, как  завтра, на убийство друг  друга, перебьют,

перекалечат десятки тысяч людей,  а  потом  будут  служить  благодарственные

молебны  …»

Чудовищными  показались  Наполеону последствия сражения.

Глава 38 второй части третьего тома:

«Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона.... Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни побе­ды, ни славы... Одно, чего он желал теперь,— отдыха, спокойствия и свободы...»

- Какое яркое, образное выражение принадлежит перу Л.Н.Толстого в отношении народной войны?

«Дубина народной войны». Так Толстой охарактеризовал партизанское движение в 4 томе:

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

- Какие выводы мы можем сделать?

1. Изображая военные события, Л.Н.Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений. При этом писатель стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, "в крови, в страданиях, в смерти”.

2. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети и Николая Ростова и Денисова…

3. Автор представляет масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков.

4. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти.

5. Автор осуждает тех, кто развязывает войны, осуждает антигуманную, бесчеловечную сущность войны.

Учитель.

Сколько бы ни прошло лет, война всегда останется «противным человеческой природе событием»

Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда,
черна от пота,
вверх
Скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М.Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели-фронтовики 40-х,50 и 70-х годов XX века.

- Что сближает произведения русской литературы 40-70-х годов ХХ века с романом Л.Н.Толстого «Война и мир»?

Предельная приближенность кчеловеку навойне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде,— вот что сближает современную литературу о Великой Отечественной войне с романом Л.Н.Толстого «Война и мир»

- Назовите произведения русской литературы XX века о Великой Отечественной войне, которые вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Ваша задача – раскрыть толстовский взгляд писателей XX века на войну.

Ученик

Я прочитала повесть В.Кондратьева «Сашка». Это  одно из тех произведений, в которых предстает перед нами повсе­дневная военная действительность..

Место действия — небольшая пядь на­шей земли, время — первые месяцы вой­ны, герои — рядовые бойцы. Как и в романе Толстого, в произведении В.Кондратьева «Сашка» раскрывается не просто война, а жизнь во всем ее многообразии. Сашка - это один из сотен ты­сяч рядовых солдат, поменявших по воле истории мирную профессию на тяжелую военную работу. Автор не называет героя по фамилии. Я ду­маю, это потому, что автор хочет подчерк­нуть в своем герое человеческое начало. Вот Сашка ползет, рискуя жизнью, что­бы снять с убитого немца валенки. Для се­бя? Нет, «валенки самому Сашке не нуж­ны» — он о ротном своем беспокоится: тот без сапог остался, а в чужих валенках «плавает».

Ученик

В рассказе «Сашка» ярко показан гуманизм молодого солдата.

За два месяца на передовой, «терпя ежечасно от немцев, не видел Сашка вбли­зи живого врага». И вот, взяв в плен «язы­ка», сталкивается с ним лицом к лицу. Они оба молоды: и русский солдат, и пленный. Лицом немец напоминал деревенского дружка Сашки — Димку. Не матерого гит­леровца, не опытного офицера автор стал­кивает со своим героем, а молодого не­мецкого солдата, в прошлом — студента. И  не мог Сашка расстрелять пленного по прика­зу комбата.  Не мог  он беззащитного убивать.

«Немец, кроме «генуг», ничего, конечно, не понял, но при слове «шиссен» вздрогнул, сжался, лицо побелело... И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

«Сашка»— литературный дебют В.Кондратьева, которому было тогда под 60: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни… Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы, жадно читал военную прозу, но тщетно искал и не находил в ней «своей войны». Понял, что о «своей войне» рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Ученик.

 «Окопная» правда находит отражение и в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» интересен в том плане, что в нем представлены различные «среды» армии: ставка, штаб, солдаты и офицеры на огневой позиции. В произведении дан широкий  пространственный план и очень сжатое художественное время. Одни сутки тяжелейшего боя, который вела батарея Дроздовского, стали эпицентром романа.

И командующий армии генерал Бессонов, и член военного совета Веснин, и командир дивизии полковник Деев, и командир взвода Кузнецов, и сержанты, и солдаты Уханов, Рыбин, Нечаев, и санинструктор Зоя объединены выполнением  важнейшей задачи: не пропустить гитлеровские войска к Сталинграду на помощь окруженной армии Паулюса. Бессонов отдает простой и ясный каждому приказ: «Ни шагу назад! И о смерти забыть!» А полковнику Дееву: «Полкам  драться в любых обстоятельствах. До последнего снаряда. До последнего патрона». Предстоял кровопролитнейший неравный  бой. Все понимали, что приказ «любой ценой», даже ценой собственной жизни – не прихоть командующего, а приказ Родины, приказ собственной совести.  А жить все же хотелось.

Гл.11

Бомбы неслись неумолимо, шли на батарею, к земле, ежесекундно увеличиваясь на глазах, тяжко покачиваясь в небе полированными бревнами. А следом за первым и второй "юнкере" из сомкнутого кольца вошел в пике над берегом. С холодной дрожью в подтянутом животе Кузнецов опустился в окоп, увидев, как толчками пригибает голову Уханов, неохотно оседая по земляной стене.

— Ложи-ись! — Кузнецов не услышал в настигающем визге своего голоса, одними пальцами почувствовал изо всей силы дернутую вниз полу ухановской шинели.

Уханов, упав на него, загородил небо, и тотчас черным ураганом накрыло ровик, ударило жаром сверху; ровик тряхнуло, подкинуло, сдвинуло в сторону, почудилось, он вставал на дыбы, и почему-то рядом оказался не Уханов (тяжесть его тела сбросило с Кузнецова), а серое, землистое, с застывшими глазами лицо Чибисова, его хрипящий рот: "Хоть бы не сюда, не сюда, господи!.." — и до отдельных волосков видимая, вроде отставшая от серой кожи щетина на щеках. Навалясь, он обеими руками упирался в грудь Кузнецова и, вжимаясь плечом, спиной в некое узкое несуществующее пространство между Кузнецовым и ускользающей стеной ровика, вскрикивал молитвенно:

— Дети!.. Дети ведь... Нету мне права умирать. Нету!.. Дети!..

             Кузнецов в этом эпизоде напоминает нам  Андрея Болконского , видящего вертящуюся гранату. (галава 36  3 тома ….части)

     "Неужели  это  смерть?   --  думал   князь  Андрей,  совершенно  новым,

завистливым  взглядом глядя на траву,  на полынь и на струйку дыма, вьющуюся

от вертящегося  черного мячика.  --  Я  не могу, я не хочу умереть,  я люблю

жизнь, люблю  эту траву,  землю,  воздух...

Ученик.

Есть в романе «Горячий снег» эпизод, в котором, как и в романе «Война и мир», осуждается бесчеловечная сущность войны

(глава 18)

Автор описывает то, что осталось от батареи Кузнецова

«Никто не успел отбежать от орудия...

Все было исковеркано, опалено, неподвижно, мертво, и густо несло горьким запахом окалины, въевшегося в землю и снег пороха, обгоревшей краски. Ветер одиноко свистел, играя, копошился в пробоинах давно выстуженного морозом, полусорванного, закрученного спиральными кольцами щита, который, прикасаясь к обмотанной какими-то грязными тряпками гусенице, осторожно скрежетал, вызывая одиноким железным дребезжанием озноб в спине.

И от накаленного морозом черного металла танка, от раздавленного орудия дохнуло жестким холодом смерти».

Ученик.

Еще одно из монументальных произведений советской эпохи – роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Этот роман - заново перечитанная история страны времен Великой Отечественной войны. В основе темы лежит осмысление автором переломного сражения в войне – Сталинградской битвы. Подобно Толстому, Гроссман проводит через испытание войной, как через нравственный рентген, всех героев романа с целью выяснения в экстремальной обстановке их подлинной человеческой сущности.

Гроссман по-толстовски заостряет мысль о приоритетности народной силы, которую должен понять полководец, если хочет выиграть сражение. Душа солдата - вот главное для командира. Слагаемыми успеха для обоих писателей были мудрость руководства войсками и нравственная сила солдат, исполняющих долг. Новиков в романе Гроссмана размышляет:

«Живая сила, живая сила.

Он несколько раз видел, как гнали живую силу под огонь даже не для перестраховки и формального выполнения приказа, а от лихости, от упрямства. Тайная тайных войны, ее трагический дух были в праве одного человека послать на смерть другого человека. Это право держалось на том, что люди шли в огонь ради общего дела».

Этими же принципами руководствовался Кутузов в эпопее Л. Н. Толстого.

Ученик

Вопреки смерти, герои романов Толстого и Гроссмана думают о жизни.

В романе Толстого Николай Ростов думает: "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" -- Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно.

И в романе Гроссмана  есть рассуждения о том, что нельзя допустить, чтобы погибали молодые люди, как и все люди вообще, что людям свойствен страх.

Часть 3 глава 10

В тишине, подобной немому и мутному  архейскому  морю,  в  эти  секунды определялась точка перегиба кривой человечества.

Как хорошо, какое счастье участвовать в решающей битве за  родину.  Как томительно, ужасно подняться  перед  смертью  в  рост,  не  хорониться  от смерти, а бежать ей навстречу. Как страшно погибнуть молоденьким! Жить-то, жить хочется. Нет в мире желания сильней, чем желание  сохранить  молодую, так мало жившую жизнь. Это желание не в мыслях, оно сильнее мысли,  оно  в дыхании, в ноздрях, оно в глазах, в мышцах,  в  гемоглобине  крови,  жадно пожирающем кислород. Оно настолько громадно, что ни с чем не сравнимо, его нельзя измерить. Страшно. Страшно перед атакой. Гетманов шумно  и  глубоко вздохнул, посмотрел на Новикова, на полевой телефон, на радиопередатчик.

Ученик

Сближает романы «Война и мир» и «Жизнь и судьба» то, что, когда война в них приобретает народный характер, и исход войны – за теми, кто защищает свою Родину.

Часть3, глава 20

Сталинград, сталинградское наступление способствовали новому самосознанию армии и населения. Советские, русские  люди  по-новому  стали понимать самих себя, по-новому стали относиться   к   людям разных национальностей. История России стала восприниматься как история русской славы, а не как история страданий и унижений русских крестьян и рабочих. 

Национальное из элемента формы перешло в содержание, стало  новой  основой миропонимания.

Василий Гроссман, как и Л.Н.Толстой, осуждает чудовищную сущность войны.

Глава 29

Впервые за время войны Даренский ехал дорогой наступления, - он нагонял шедшие на запад танковые части.

В снегу, в поле, вдоль  дорог  стояли  сожженные  и  разбитые  немецкие танки, орудия, тупорылые итальянские грузовики, лежали тела убитых  немцев и румын.

Смерть и мороз сохранили для взгляда картину разгрома вражеских  армий. Хаос, растерянность, страдание - все было  впечатано,  вморожено  в  снег, сохраняя  в  своей  ледяной  неподвижности  последнее  отчаяние,  судороги мечущихся на дорогах машин и людей.

Ученик

Так же, как и  Л.Н.Толстой, Гроссман описывает происходившее на войне через восприятие не только защитников, но и захватчиков

Глава 35

Айзенауг  размышляет:

«Зачем у людей есть память, иногда хочется умереть,  перестать  помнить. Надо же ему было перед самым окружением принять пьяное безумие  за  истину жизни, совершить то, чего он не совершал в трудные долгие годы.

   Он не убивал детей и  женщин,  никого  не  арестовывал.  Но  он  сломал хрупкую плотину, отделявшую чистоту его души от мглы, клокотавшей  вокруг. И кровь лагерей и гетто хлынула на него,  подхватила,  понесла,  и  уж  не стало грани между ним и тьмой, он стал частью этой тьмы.

   Что же это произошло с ним, - бессмысленность, случай или то законы его души?

Ученик

Война – это не только кровь и смерть. Она обостряет лучшие качества человека.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, тяжело раненный, страдающий от боли, видя, страдания своего соперника Анатоля Курагина, у которого была ампутирована нога, забывает о ненависти и искренне ему сочувствует. И в романе Гроссмана тоже есть эпизод, когда  русская женщина щадит фашиста.

Глава 49

Из  подвала  двухэтажного  дома,  где  размещалось  полевое  управление гестапо, военнопленные немцы выносили трупы советских людей.

   Несколько женщин, старики и мальчишки стояли, несмотря на холод,  возле часового и наблюдали, как немцы укладывают на мерзлую землю трупы.

   У большинства немцев было безразличное выражение,  они  тягуче  шагали, покорно вдыхали трупный запах.

   Лишь один из них, молодой человек в офицерской шинели, повязавший нос и рот грязным  носовым  платком,  судорожно,  по-лошадиному  мотал  головой, словно ее  обжигали  слепни.  Глаза  его  выражали  муку,  которая  сродни безумию.

<…>   В очередной выход из подвала офицер и  его  напарник  шагали  несколько быстрей  обычного   -   груз   был   легче.   На   носилках   лежал   труп девушки-подростка. Мертвое тело  съежилось,  ссохлось,  и  только  светлые растрепанные волосы сохранили молочную,  пшеничную  прелесть,  рассыпались вокруг ужасного, черно-коричневого лица умерщвленной птицы. Толпа негромко ахнула.

   Пронзительно взвыл голос приземистой женщины, и словно сверкнувший  нож вспорол холодное пространство.

   - Деточка! Деточка! Деточка ты моя золотая!

   Этот крик по чужому ребенку потряс людей. Женщина стала расправлять еще сохранившие следы завивки волосы на голове трупа. Она всматривалась в лицо с кривым, окаменевшим ртом и видела, как только  мать  могла  одновременно видеть, и эти ужасные черты, и то живое и милое лицо, которое улыбалось ей когда-то из пеленочки.

   Женщина поднялась на ноги. Она шагнула к немцу, и все заметили  это,  - глаза ее смотрели на него  и  одновременно  искали  на  земле  кирпич,  не намертво смерзшийся с другими кирпичами, такой, который могла бы  отодрать ее большая, исковерканная  страшным  трудом,  ледяной  водой,  кипятком  и щелоком рука.

   Неизбежность  того,  что  произойдет,  чувствовал  часовой  и  не   мог остановить женщину, потому что она была сильней, чем  он  и  его  автомат.

Немцы не могли отвести от нее глаз, и дети жадно и нетерпеливо глядели  на нее.

   А женщина уже ничего не видела, кроме лица немца с повязанным ртом.  Не понимая, что делается с ней, неся ту  силу,  которая  подчиняла  себе  все вокруг, и сама подчиняясь этой силе, она нащупала в кармане своего ватника кусок подаренного ей накануне красноармейцем хлеба, протянула его немцу  и сказала:

   - На, получай, на, жри.

   Потом она сама не могла понять,  как  это  случилось,  почему  она  так сделала.

Вероятно, этой женщиной двигало не чувство ненависти, а чувство гуманизма. Смысл жизни женщины – созидание, а не смерть.

Ученик.

Оба писателя, и Толстой, и Гроссман, создавая произведения о войне, утверждают мир, выражают веру в торжество жизни над смертью. Роман «Жизнь и судьба» завершается пейзажной зарисовкой:

Глава 63

«Странной, удивительной  в  этот  час была тишина.

В ней была  память  о  поколении  прошлогодней  листвы,  об  отшумевших дождях, о свитых и покинутых гнездах,  о  детстве,  о  безрадостном  труде муравьев, о вероломстве и разбое лис и  коршунов,  о  мировой  войне  всех против всех, о злобе и добре, рожденных в одном сердце  и  вместе  с  этим сердцем умерших, о грозах и громе, от которого вздрагивали души  зайцев  и стволы сосен. <…>

Но в лесном холоде весна чувствовалась напряженней, чем  на  освещенной солнцем равнине. В этой лесной тишине была печаль большая,  чем  в  тишине осени. В ее безъязыкой немоте слышался вопль об умерших и яростная радость жизни...»

Учитель.

- Зачем читать произведения о войне?

Чтобы помнить тех, кому мы обязаны счастливой мирной жизнью.

Чтобы не повторились ужасы войны, надо ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Видео + песня «Война совсем не фейерверк»

Д/з

Подготовка к классному сочинению по роману «Война и мир».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.