logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели и задачи:

научить учащихся воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики;

познакомить учащихся с многогранным творчеством поэта (пейзажная лирика);

развить самостоятельную творческую деятельность учащихся (словесное рисование, круг настроений);

развить речь учащихся (словарная работа);

провести работу над выразительностью чтения;

воспитать у учащихся эстетический вкус на произведениях русской литературы.

Кто хочет понять поэта, должен идти в сторону поэта.
Гёте

Ход занятия

Содержание

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Словесное описание утра, дня или
вечера. Передать настроение.

2) Прочитать выразительно стихотворение
М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется
желтеющая нива” и проставить ноты
выразительности.

– Опишите мне словесно Ваше утро, вечер или день. Передайте Ваше настроение.

Выполняют задание, пользуясь словариком настроений.

III. Введение в новую тему.

– Сегодня мы с вами начнем беседу о лирике М.Ю. Лермонтова.

Лермонтовы – дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбилось Михаилу Лермонтову – предание о шотландских предках – рыцарях и поэтах.

История гласила, что в XII веке вблизи шотландского городка Мельроза стоял замок Эрсильдон, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен, как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю-Альфреду Ш его случайную смерть. Конец его был загадочен, он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.

Стихи и предсказания, загадка и роковой конец – все это роднит Лермонтова и его легендарного предка.

Не раз в его лирике звучит тема разъединенности между миром и человеком. Человек стремится к единению с природой, с Создателем, вечностью.

Выразительное чтение стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива” учителем.

Порой это ему удается лишь в мечтательном забвении. Об этом стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива”.

IV. Анализ стихотворения.

– Что нужно Лермонтову, чтобы ощутить себя счастливым?

– Это лирическое стихотворение?

– Определите настроение.

– Каков пейзаж?

– Определите время года?

– Состояние счастья, гармонии, красоты.

– Как связано время года с настроением в душе поэта?

– Поэту важна красота, гармония, умиротворение, которое дает человеку природа.

Пейзаж нереальный, так как поэту не важны ни время года, ничего, а только красота и гармония.

– Обратимся к образной структуре стихотворения.

– Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху, обозревая лес и поле, затем все ближе стремится к земле, останавливается на частностях, которые можно увидеть лишь при ближайшем рассмотрении: "малиновая слива”, "ландыш серебристый”, "студеный ключ” Именно на земном уровне возникает "Я” лирического героя. Его взор стремится к всеохватности: от восприятия земли и неба к восприятию Бога.

– Обратите внимание на мотив СНА в стихотворении. Что значит сон?

– У Лермонтова этот мотив связан с миром враждебным ему. Только исключение из реальности позволяет ему быть счастливым.

Выразительное чтение стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива” учениками.

– Прочитайте выразительно стихотворение, соблюдая правила выразительности чтения.

Выразительно читают стихотворение.

Оцените выразительность чтения учащихся с точки зрения:

– интонации;
– дикции,
– соблюдения пауз,
– выделения голосом знаков препинания;
– постановки логического ударения.

– Вспомним, что Лермонтов был не только блестящим поэтом, но и замечательным художником. Это стихотворение очень красочно. Составьте цветовую гамму данного стихотворения.

– Подумайте, смотря на цветовой круг, почему в этом стихотворении мы говорим о единстве, гармонии мира природы и человека?

Производят оценку выразительности чтения.

V. Итог

Приобщение к поэтическому миру Лермонтова – Это всегда приобщение к тайне.

– Подумайте, можно ли в жизни увидеть пейзаж, нарисованный М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?

– Почему нет?

VI. Домашнее задание

– Выписать из стихотворения метафоры и эпитеты.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.