logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Разминка (проверочная работа по содержанию рассказа и литературоведческим понятиям 2–3 мин)

К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина "Уроки французского”?

а) лирика,
б) драма,
в) эпос.

К какому жанру относится произведение В. Г. Распутина "Уроки французского”?
а) очерк,
б) повесть,
в) рассказ,
г) автобиографический рассказ.

Кто является героем произведения Распутина В. Г. " Уроки французского”?
а) Марья Гавриловна,
б) Василий Андреевич,
в) Анастасия Прокопьевна,
г) дядя Левонтий.

Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
а) в 10 лет,
б) в 11 лет,
в) в 16 лет,
г) в 18 лет.

Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой: "…большеголовый, стрижен под машинку, коренастый парень <…> в убытке не оставался”?
а) Вадик,
б) Птаха,
в) Тишкин,
г) Федька.

С какой целью главный герой играл на деньги?
а) покупать молоко,
б) помогать тете Наде,
в) быть таким же, как и другие игроки,
г) покупать еду для сестры.

Что при изучении французского было трудно для мальчика?
а) писать,
б) говорить,
в) переводить,
г) строить фразы.

Какой художественный прием содержит фраза: "... от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся”?
а) сравнение,
б) эпитет,
в) антитеза,
г) аллегория.

Вопросы и ответы к разминке. "Проверь себя!”

Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.

Уроки французского? 

– Исходя из темы урока, сформулируйте задачи.

(Дети формулируют задачи урока.) 

Вспомним содержание текста.

– В какой ситуации оказался главный герой рассказа " Уроки французского”?

(Один в чужой семье, голод, страх, неуверенность, проблемы с французским языком, избит мальчишками.) 

В левую часть тетради учащиеся записывают материалы слайда, а правая часть пока остается свободной.

– Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка?

(Лидия Михайловна. Она была не только учительницей французского языка, но и классным руководителем.)

– Почему учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?

(Хотела помочь, боялась, что он попадет в дурную компанию. Учительница сердцем поняла, что ребенка надо спасать.)

– И как она решила его спасать?

("Подтянуть” в учебе, т. к. проблемы были только с французским языком, но особенно ей хотелось подкормить мальчишку. Учительница осознавала, что без поддержки взрослых ребенок может сбиться с верного пути.)

– А какие пути возможны были для героя рассказа?

(Ответы детей.) 

– Какой выбирает мальчик? Почему?

(Выбирает учебу, потому что не может не оправдать доверие матери и односельчан. Очень хочет учиться.)

– Как называют человека, не отступающего от цели, умеющего держать слово, стремящегося к знаниям вопреки всему?

(Только вопрос.)

(Это целеустремленный человек, честный, имеющий нравственный стержень.)

Итак, Это человек с нравственным стержнем. Что это за качество? 

– Вспомните, у кого из героев изученного нами произведения не оказалось в нужный момент этой нравственной прочности?

("Конь с розовой гривой” "… понял, что попал на уду”.)

Лидия Михайловна поняла, что у мальчика есть характер, гордость, но ему некому помочь. Учительница решает помочь ему сама.

– Как она предполагала это сделать?

(Дети отвечают.) 

Не получается помочь! 

– Какие пути возможны в этой ситуации для Лидии Михайловны?

(Успокоиться и не успокоиться).

– Как же мальчик с такими нравственными принципами стал играть на деньги с учительницей?

(Лидия Михайловна его просто обманула, сделала вид, что ей тоже интересна игра. Учительница поняла, что это единственный шанс, который даст ребенку заработать на молоко.)

– Помогла Лидия Михайловна мальчишке? Докажите текстом.

(Это был его "честный выигрыш”. Он видел, что игра доставляла учительнице удовольствие.)

– Почему Лидия Михайловна смеялась и веселела?

(Она достигла своей цели. Помогла ребенку.)

– Почему рассказ назван " Уроки французского”? 
– Как назвал эти уроки В. Г. Распутин в зрелом возрасте?

("Уроки доброты”.)

– Как вы понимаете это выражение В. Г. Распутина?  
– Какие же уроки получили вы от своего ровесника? Вернемся к самой первой записи в левой стороне тетради. 

Возвращаясь к трудностям, с которыми столкнулся герой рассказа, дети называют уроки, извлеченные ими из жизненной ситуации мальчика.

– Почему я именно вопросительным предложением сформулировала тему урока?

(Это не только уроки французского языка, но и " уроки доброты”, уроки жизни.)

Домашнее задание: какой из уроков рассказа для вас является особенно важным? Почему?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.