logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель:

Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.

Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.

Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.

Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.

Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.

Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.

Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор.

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю. 
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые, 
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

Задания

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника.

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка.

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)

Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)

Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)

Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)

Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)

Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)

С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)

Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)

Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)

Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)

Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)

Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)

А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)

А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")

Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

Древнее название былины (Старины)

Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)

Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)

Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).

Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)

Кого называли ратными людьми? (богатырей)

Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)

Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)

На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)

Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)

Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)

Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)

Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)

Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")

Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?"

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы.

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд

Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.)

При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) 

Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.)

Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) 

Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)

Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) 

Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) 

5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице).

1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть)

2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем")

3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.)

4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.)

5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник)

6. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) 

7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.)

8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) 

10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) 

11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) 

12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") 

13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)

14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.)

16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!")

18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".)

19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.)

20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".)

6. На выставке.

Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание. 

1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.