logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Форма урока:

интегрированный урок русского языка, литературы, изобразительного искусства с использованием мультимедийного проектора

Цели урока:

Познакомить с творчеством Ф.И.Тютчева

Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится…”.

Повторить орфограммы глагола.

Развитие речи учащихся.

Познакомить обучающихся с творчеством художников, обращавшихся к теме "Весна”

Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

приложение Microsoft PowerPoint

План урока:

Стадия вызова: мозговой штурм – работа с эпиграфом

Стадия осмысления информации: слово учителя, анализ художественного текста, обращение к живописи.

Рефлексия: самостоятельная работа по карточкам, творческая работа – написание синквейна.

Итоги урока.

Ход урока:

1. При помощи мультимедиа демонстрируется тема урока, эпиграф. (Слайд 1, слайд 2)

2. Стадия вызова: мозговой штурм.

Работа с эпиграфом. (Слайд 2)

- О чем эти слова? Что вы знаете о глаголе как о части речи?

- Какие морфологические признаки глагола раскрываются в эпиграфе?

- Какая орфограмма глагола представлена в эпиграфе?

(записать эпиграф, подчеркнуть глаголы, указать их время, лицо, число)

3. Стадия осмысления

3.1 Слово учителя.

(слушая рассказ учителя, дети делают краткие записи)

- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение русского поэта Ф.И.Тютчева. ( Демонстрируем портреты поэта. Слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6)

Имя Тютчева знакомо и дорого сердцу каждого человека. Современники вспоминают его как образец интеллигентности и образованности. Тютчев рано обнаружил необыкновенное дарование и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт-переводчик Семен Егорович Раич. Под влиянием учителя уже в 12 лет будущий поэт успешно переводил Горация. В 16 лет Тютчев поступил на отделение словесных наук Московского университета и за 3 года окончил его. В 19 лет образованный русский дворянин отправляется в Германию. Здесь происходит важная встреча в жизни поэта, он знакомится с великим немецким ученым-философом Шеллингом. (слайд 7)

Философия – самая древняя на земле наука, из неё берут начало все другие науки. Тютчев понимает главную идею Шеллинга: природа – живой организм. Тютчеву близка идея очеловечивания природы, он признает родство природы и человека.

3.2 Анализ художественного текста (через слуховые и зрительные ассоциации)

- выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится…” учеником

Вопросы учителя: какова тема стихотворения? Что чувствуете, слушая стихотворение? Какие образы возникают перед глазами? (Старуха – Зима и Девочка – Весна)

3.3 Обращение к живописи - связь с изобразительным искусством: Давайте посмотрим, как изображают приход весны художники? (демонстрация репродукций картин, посвященных весне.):

Слайд 9 Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871.

Слайд 10 Константин Крыжицкий. Повеяло весной. 1910

Слайд 11 Федор Васильев. Оттепель. 1871г.

Слайд 12 Фотография На родине поэта. Село Овстуг, Брянская область.

- Что вы представили себе, слушая стихотворение? Совпали ли ваши представления и картины художников?

- Подвижна ли картина, описанная поэтом? Как поэт передает движение? Какие слова указывают на подвижность, движение? (глаголы) Чувствуем ли мы движение, рассматривая картины? Каким образом удается художнику передать подвижность? (образ реки, дороги, качающиеся ветви деревьев, летящие птицы)

- Какие зрительные образы появляются перед нами? Что вы можете сказать о красках, цветах, используемых поэтом? Какие краски преобладают на картинах? Почему?

- Какие звуки вам удалось услышать, рассматривая репродукции картин? (гомон птиц, шум ветерка, журчание реки, шорохи деревьев). Как передает звуки весны поэт? (прием звукописи)

- как представлена звукопись в стихотворении? (много свистящих: С и З, звуки Д, Р, П)

-Что вы слышите за этими звуками? (скрип последнего снега)

- Что происходит с приходом Весны? ( Весна стучится: капель, талые воды, шумят ручьи, птицы трезвонят; Весна хохочет, шумит)

- Обратите внимание на глаголы. Какие из них характеризуют Зиму, какие Весну? Какое лексическое значение они имеют?

(Запишите свои наблюдения в две колонки.)

Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась; захватя, пустила, убегая…

Весна : стучится, гонит, засуетилось, нудит, подняли трезвон, хохочет, шумит, умылась, стала румяней.

- В какой колонке глаголы обозначают движение, стремление вперёд? Когда Зима начинает производить какие – то действия? (перед уходом).

- обратите внимание на последние слова о Зиме и Весне.(стала румяней и убегая).

- Каково время действия в стихотворении? Посмотрите на временные формы глагола.

- Как представлены образы Зимы и Весны в стихотворении? Почему эти слова написаны с большой буквы? Что воплощает собой Зима, а что Весна? (Добро и Зло). Борьба Добра и Зла – что вам это напоминает? (фольклор)

- обратимся к орфографии стихотворения. (Слайд 8) Объясните орфограммы выделенных слов: злится, прошла, стучится, подняли, хлопочет, хохочет, взбесилась)

Давайте обобщим наши ответы: как вы поняли философию Тютчева? О чем это стихотворение? Как изображают приход весны художники?

- Вывод: поэт показывает не одно, застывшее состояние природы, природа находится в переходном состоянии. Этот момент напряженный и радостный одновременно. Вспомните тему урока: стихи Тютчева "богаты не столько красками, сколько движением”. Природа – живой организм, человек обогащается знаниями, наблюдая за ней.

4. ФИЗМИНУТКА 

Не стоят на месте ножки (топ-топ-топ).
Только хлопают ладошки (хлоп-хлоп).
Выше, выше, выше к солнышку тянись.
Ниже, ниже, ниже к ручейку нагнись.
А теперь качать руками
Можно целых 5 минут.
Отдыхайте вместе с нами,
Руки тоже отдохнут.

5 Рефлексия 

Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?

Как поняли философию Тютчева?

Что можете сказать о роли глаголов в художественном тексте?

Какие средства для "оживления” картин есть у художников?

Как поэту удается передать звуки и цвета без использования красок?

Какие фольклорные образы появились перед глазами при чтении стихотворения?

5.1 Самостоятельная работа по карточкам

- Мы уже вспоминали сегодня фольклор, т.е народно творчество, а жизнь народная отражена в пословицах. Русская пословица гласит: "Грамоте учиться – всегда пригодится”. (запись). Пословицы об учении, грамоте есть у разных народов. Давайте познакомимся с ними. 

УЧИТЬСЯ или УЧИТСЯ?

Спеши …., пока солнце высоко не поднялось. (монгольская)

Тот, кто …., идёт вперёд. (турецкая)

Щенок у матери лаять ….. (туркменская)

Когда ребенку исполняется 3 года, вся семья …. говорить. (вьетнамская)

….. не ленись, непонятного не страшись. (монгольская)

…… никогда не поздно. (английская)

Лучше … стричь ногти, чем … лжи. (монгольская)

Будешь …., сыт будешь.(вьетнамская)

- спишите пословицы, вставляя вместо точек глагол в нужной форме.

- Какие орфограммы глагола вам встретились?

- объясни смысл одной из пословиц.

5.2 Синквейн

- Творческая работа как итог урока. Предлагаю несколько тем для написания синквейна: Весна, Зима, Глагол.

6. Итоги урока. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: 

Родина

Что любится, чем дышится,
Душа чем наша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.
А мы поем о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжелое забудется,
Хорошее останется.
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.
(И.Уткин)

Выучить стихотворение И.Уткина "Родина”

Сделать анализ текста.

Объяснить орфограммы глагола.

(по желанию) Сделать иллюстрацию к стихотворению И. Уткина "Родина”

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.