logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; расширить представления учащихся о жанре баллады.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов вступительной статьи; выразительное чтение стихотворений; сопоставление легенды и художественного произведения; беседа по вопросам учебника.

Термины: баллада, летопись, ирония.

Этапы урока:

    I. Вступительное слово учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его творчества, в котором представлены произведения, принадлежащие трем литературным родам: эпосу, лирике и драме. Шестиклассники познакомятся не только со стихотворениями поэта, но и с большим по объему эпическим произведением — романом «Дубровский».

      II. Отчеты учащихся о выполнении домашнего задания, которые можно разделить на две группы: 

1) краткие сообщения учащихся о детстве поэта (на материале вступительной статьи учебника и с небольшими дополнениями учителя), 

2) биографические справки о друзьях поэта И. И. Пущине и П. А. Плетневе, 

3) устные ответы на вопросы 2—3, помещенные после статьи учебника. 

Целесообразно использование на этом уроке фотографий, репродукций, альбомов, связанных с детством поэта, его семьей, друзьями, годами учения.

      III. Чтение и анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге». Возможно несколько вариантов работы:
      1. Чтение стихотворения учителем, знакомство с его исторической основой и обсуждение иллюстраций к «Песни о вещем Олеге».
      2. Чтение фрагмента «Повести временных лет», чтение стихотворения и их сопоставительный анализ.
   3. Представление иллюстраций В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге», беседа о знакомом многим шестиклассникам сюжете (легенде о князе Олеге и его коне), чтение и анализ стихотворения.
      Работу с текстом стихотворения направят вопросы и задания 1—7 учебника. Организуя сопоставительный анализ фрагмента из летописи и стихотворения «Песнь о вещем Олеге», необходимо вспомнить об особенностях летописи как жанра древнерусской литературы, о характере повествования в русских летописях. Шестиклассники уже знакомы с отдельными фрагментами «Повести временных лет». Легенда о смерти Олега следует за известным им отрывком, посвященным основанию Киева и киевским князьям:
      «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: „Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и хоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».
      Вопросы, которые могут направить сопоставительный анализ летописного фрагмента и стихотворения:
      1. Чем различается характер повествования в летописи и в стихотворении Пушкина?
     2. Каким нарисован образ Олега в летописи и в стихотворении Пушкина? Какая оценка героя дается в двух произведениях? Почему в летописи невозможна была даже легкая ирония по отношению к герою?
      3. Какие темы преобладают в летописном фрагменте об Олеге? Какие темы становятся более важными для поэта? Почему Пушкин особенно подробно пишет о беседе Олега с кудесником?

      IV. Работа над выразительным чтением стихотворения «Песнь о вещем Олеге». Учащиеся читают стихотворение, пытаясь передать основные интонации, воспроизвести ситуацию своеобразно продолжающегося диалога Олега с кудесником. Здесь еще раз обращается внимание на смысл названия стихотворения и скрытую в названии легкую авторскую иронию.

      V. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, в том числе и тех, кто выполнял индивидуальные задания.

      VI. Домашнее задание: выучить стихотворение «Песнь о вещем Олеге» наизусть. 

Индивидуальные задания: 

1) прочитать шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...»; 

2) сравнить их содержание, языковые особенности, построение, ритм, способ рифмовки.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.