logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи: закрепить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; провести углубленный анализ образа Светланы в балладе; выявить черты национального характера в образе героини.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов баллады; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями; составление плана характеристики образа.

Термины: баллада, заглавный образ, авторская позиция.

Этапы урока:

     I. Вступительная беседа об образе человека в художественной литературе и средствах его создания. Шестиклассники вспоминают содержание вводной главы учебника, говорят о портрете, пейзаже, «говорящих» имени и фамилии, значимых деталях, предметах, личных вещах героя, интерьере, снах, речевой характеристике героя.

      II. Анализ заглавного образа баллады «Светлана» может начаться с беседы о композиции баллады, смысле ее названия, а также о роли святочных гаданий и мистического сна в раскрытии образа Светланы, о причинах счастливого пробуждения, когда страшный сон оказывается лишь наваждением, предупреждающим о необходимости верить и быть сильной в своем ожидании любимого человека. Попутно учащиеся вспоминают, что такое заглавный образ.

      Примерные вопросы и задания:
      1. О чем мечтают девушки во время Святок?
      2. С какой целью они обращаются к гаданию?
      3. В чем причина грусти Светланы?
      4. Используя найденные дома цитаты, связанные с образом Светланы, опишите героиню.
     5. К какому виду гадания прибегает героиня? Важно отметить, что гадание с зеркалом здесь выступает как способ связи с потусторонним миром, ведь от жениха уже год нет никаких вестей.
      При анализе образа главной героини баллады можно использовать также индивидуальные задания 2 и 3, помещенные в учебнике.
      Перед обращением к анализу мистического сна Светланы следует перечитать центральную часть баллады, найти фольклорные и христианские образы, обратить внимание на психологическое состояние героини, пейзаж, изобразительно-выразительные средства (антитезу, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

      Дополнительные вопросы, связанные с анализом финала баллады:
      1. Проиллюстрируйте на примерах, как нарастает напряжение в балладе.
      2. В какой момент Светлана понимает, что это не ее жених ведет ее под венец?
      3. Какие черты характера помогли Светлане выдержать испытание страшным сновидением?
      4. Подтвердите текстом баллады, что героиню характеризуют внешняя красота, простота, верность, преданность, религиозность, жизнерадостность, близость народной жизни, смирение, решительность.
      5. Как относится к Светлане автор? Докажите свою мысль примерами из текста.

      Размышлению о роли веры в жизни героини и силе ее чувств как спасительной основе в достижении счастливого финала баллады помогут следующие задания:
      1. Подберите синонимы к словам «вера» (доверие, религия, убежденность, уверенность) и «верность» (надежность, преданность, постоянство).
      2. Раскройте на основе содержания баллады В. А. Жуковского «Светлана» значение следующих высказываний:
      «Вера состоит в том, что мы верим тому, что не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим» (Аврелий Августин).
      «Во что мы верим, то не потеряно еще» (Ф. Шиллер).
      «С верой нет ничего невозможного» (пословица).
      Учащихся необходимо подвести к выводу о том, почему так важно быть активным, верить, любить, чтобы победить все препятствия, пройти все преграды на пути к счастью. По мнению В. А. Жуковского, человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей. С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость в вере.

      IV. Работа с репродукцией картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Учащимся предлагается примерный план рассказа по картине:
      1. Какой теме посвящена картина К. П. Брюллова?
      2. Что изображено на картине?
      3. Описание портрета Светланы: лицо (глаза, волосы, выражение лица), одежда, поза, руки.
      4. Детали картины, пространство вокруг Светланы.
      5. Цветовая гамма.
      6. Черты характера, выделенные художником в героине.
      7. Близость образа Светланы образам героинь других литературных произведений.
      8. С каким фрагментом баллады можно соотнести эпизод, изображенный на картине?
      9. Общее впечатление от картины.
      10. Светлана как национальный тип русской девушки.

      V. Подведение итогов урока направлено на обобщение идейного содержания баллады, в которой показывается, как смирение, преданность, сила характера и вера становятся залогом торжества света над тьмой. Сопоставительный анализ баллад «Ленора» и «Светлана» на основе индивидуального задания 6 поможет учащимся увидеть разницу в образах двух героинь, в их жизненной позиции, а также сравнить авторское отношение к изображенной ситуации в произведениях двух поэтов.

      VI. Домашнее задание: подготовить письменный рассказ по картине К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1 или 2 (по выбору).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.