logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока:

Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова.

Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус.

Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике.

Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова).

Познакомить с художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение, сравнение, аллегория).

Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради,  оформленная доска).

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

2. Повторение усвоенного материала

– Слова эпиграфа передают мироощущение лирического героя, чувствующего себя странником во Вселенной, в волшебной стране под названием Поэзия. 
– Со стихотворениями каких поэтов мы уже познакомились? (Ответы учеников)
– Время, когда творил А.С.Пушкин, получило название Золотого века русской поэзии. 
Как вы думаете, почему возникло такое название? (Золото – один из самых ценных и дорогих металлов).
– И когда мы говорим «Золотое время», то вспоминаем приятное, радостное, незабываемое.
После гибели А.С.Пушкина вещее перо из умирающего гения подхватил М.Ю.Лермонтов, написав в 1837 году стихотворение «Смерть поэта» (Чтение наизусть учителем) 

3. Реализация домашнего задания – чтение «Парус» наизусть 

– Образ паруса отражает трагическое одиночество поэта.

4. Работа с эпиграфом урока

5. «Три пальмы».

– Какое это стихотворение по жанру?
– Что такое баллада? 
– Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт? (Ответы учеников)
– Сравним первую и последнюю строфы баллады. (Они противопоставлены).
– Как называется прием противопоставления?
– В каком еще стихотворении участь изгнанника противопоставлена уделу «вечно холодных, вечно свободных туч»?

6. Чтение наизусть стихотворения «Тучи».

7. Чтение на немецком языке стихотворения Г.Гейне  «Сосна» 1822 год. 

8.  Чтение наизусть «На севере диком». Грустная, печальная и тихая интонация стихотворения Г.Гейне передает чувство тоски и одиночества по возлюбленной (сосна в немецком языке мужского рода) через аллегорический образ сосны, мечтающей в одиночестве и ощущающей неуютность, заброшенность в далекой северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме.

9. Анализ стихотворения:

– Поэт удивительно точно передает настроение первоисточника, но оно звучит еще более проникновенно и выразительно. Лермонтов – прекрасный переводчик и проникновенный поэт, он не только удивительно точно передает интонацию и настроение первоисточника, но его стихотворение звучит еще более проникновенно и выразительно. Этому помогают эпитеты: голая вершина, сыпучий снег, горючий утес, прекрасная пальма. Сравнения: одета, как ризой она.(Риза – это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения). Олицетворение – сосна дремлет, качаясь; инверсия – (для усиления мотива покинутости, обреченности, страдания) на утесе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далекой. В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее и проникновеннее.

Сравним:

на холодной вершине – на голой вершине;
белым покрывалом окутывают её лед,
снег – одета снегом сыпучим, как ризой;
на пылающей скале – на утесе горючем.

– Поэту удалось точно передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, но при этом обогатить передаваемое чувство выразительными средствами. Образ сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщенности, одиночества. В стихотворении Лермонтова – это мотив мечтательной тоски, который является главным в лирике поэта, а не любовной тоски, как у Гейне. 

10. Знакомство с менее известными переводами Г.Гейне:

– Ф.И.Тютчев «С чужой стороны» и А.А.Фета  «На севере дуб одинокий».

Чтение наизусть.

– Поэты учли, что сосна в немецком языке мужского рода и заменили: Тютчев – кедром, Фет  – дубом. Их переводы ближе к Гейне и передают любовный оттенок переживаний, а не мечтательной тоски и гордого одиночества, как у Лермонтова.

11. Не только поэтическим словом, но и при помощи кисти передано чувство поэтов. В 1890 году Шишкин воплотил мотивы тоски и одиночества в художественном полотне «Сосна». Выступление ученика. 

12. Три шедевра искусства, снискавшие мировое признание, выражают  мечту о возвышенном и прекрасном разными средствами, взаимно обогащая друг друга.

13. Вступаем в соавторство: М.Ю.Лермонтов «Утес».

14. Выполнение тестирования 

15. Д/з. Выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.