logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Перед началом урока учитель совместно с учениками готовит выставку рисунков учащихся на темы рассматриваемых стихотворений М. Ю. Лермонтова. Доска должна остаться свободной.

I. Восстановление деформированного текста

Ученики обычно с большим удовольствием работают с деформированным текстом. Удачно найденное слово или рифма вызывает у них чувство радости, как бы личной причастности к созданию художественного произведения, положительно настраивает на восприятие учебного материала. Если подобная работа не проводилась в 5 классе, то сначала предложим ученикам поработать коллективно. Задача — восстановить деформированный текст максимально близко к авторскому варианту. Цель работы — закрепить умение определять размер стиха; развивать чувство ритма и стиля у учащихся. Попутно вспоминаем, что такое эпитет, рифма.

Заранее напишем на доске деформированный текст. В данном случае возьмем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте»:

.......... вершины

Спят во тьме ..........;

.......... долины

Полны .......... мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Алгоритм работы:

1) определить размер стиха;

2) определить количество слогов в пропущенных словах, нарисовать их черточками;

3) определить, на какой слог падает ударение, обозначить его;

4) предположить, к какой части речи может принадлежать пропущенное слово;

5) подобрать подходящее слово.

Можно предложить детям слова для справок (м. р., им. п.): свежий, ночной, горный, тихий.

После того как соответствующие слова подобраны, читаем стихотворение целиком.

II. Кавказ в произведениях Лермонтова

Слово учителя

С детства М. Ю. Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта на Кавказ на лечение, и мальчик полюбил эти удивительные горы. Он писал:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ.

Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

М. Ю. Лермонтов участвовал в нескольких сражениях и считался очень храбрым офицером. Об одном из сражений он рассказал в стихотворении «Я к вам пишу случайно; право...» («Валерик»).

47 лет длилась Кавказская война. Несколько поколений успели вырасти в напряженной атмосфере постоянной войны и опасности.

«Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.

Подготовленный ученик читает «Казачью колыбельную песню». Класс следит за чтением стихотворения по книгам.

Беседа

— Какими словами описывает автор место, где живут казаки?

— О чем мечтает казачка у колыбели сына?

— Какой вы представляете мать-казачку?

— Каким вы представляете казака — отца ребенка?

Важно, чтобы дети почувствовали противоестественность того, что маленькому ребенку в колыбельной песне поют о войне. Ребенок — это радость, счастье, семейные заботы, детские забавы и игры. Война — это страх, смерть и слезы. Мать любит своего ребенка, и это еще ярче подчеркивает противоестественность войны.

Горцы в той войне воевали за свою свободу. (Тем не менее будем помнить, что вооружение им поставляли Англия и Франция.) Горцы были храбры и отважны.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец» рассказывает о судьбе труса, бежавшего с поля боя.

Учитель или подготовленный ученик читает поэму «Беглец» (можно отрывки). Беседуем о содержании поэмы по вопросам.

— Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?

— В чей дом спешит он войти? Как относится к нему друг?

— Почему Гарун побоялся войти в дом любимой девушки?

— Кто сильнее всего высказал презрение к трусу?

— Что стало с душой Гаруна?

— Что общего в «Казачьей колыбельной песне» и в поэме «Беглец»?

М. Ю. Лермонтов много стихотворений посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему: «Воздух там чист, как молитва ребенка, / И люди, как вольные птицы, живут беззаботно...»

Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

Мы вспоминаем Кавказ, воспетый поэтом, как место, где душа, вдохновленная красотой природы, устремляется вверх.

III. Экскурсия по выставке рисунков

Хорошо, если будет возможность подарить авторам лучших рисунков небольшие, но значимые для детей подарки.

I. Восстановление деформированного текста

Текст для работы (амфибрахий):

В .......... теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

........... башня стояла,

Чернея на .......... скале.

Оригинальный текст:

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

(М. Ю. Лермонтов. «Тамара»)

Работаем по алгоритму, описанному в разработке предыдущего урока. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова (для тех, кто не отвечал).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.