logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Уже с молодости  Михаил Михайлович Пришвин был знаменит. Прожил он восемьдесят один год, и слава никогда не изменяла ему. М. М. Пришвин - певец природы. Пришвинское слово нагружено мыслью и оттого нуждается в труде понимания. Необходимо усилие, чтобы проникнуть в глубину пришвинского слова. «Есть книги для всех, и есть книги для каждого», - говорит Пришвин. – Для всех учебники, хрестоматии, для каждого книга - то зеркало, в которое он смотрится и сам себя узнает и познает в истине».

ТЕСТ №1

Деревья в лесу

Снежная пороша. В лесу очень      …      и так тепло, что только вот не тает. Деревья        …              снегом, если повесили громадные, тяжелые       …    , березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали      …    арками. <…> Ни одна елка        …    ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной       …          тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно остановится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня        …      и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь         …    снежинок, как разговор между странными фигурами.

М. Пришвин

104 слова

 

 

Карта текста

Объясните лексическое значение слов пороша, мутовка. (Пороша - первый, только что выпавший снег.

Мутовка - 1. лопаточка, палочка с кружком ил спиралью на конце, служащая для взбалтывания или взбивания (жидкостей, муки с водой или молоком и т.п.); 2. группа каких-нибудь органов растения (листьев, ветвей или цветков), расположенных на стебле на одной высоте (бот.).

Вопрос на восприятие текста:

Какое состояние зимнего леса описывается в тексте?

Пропущенные слова: тихо, окружены,  лапы,  кружевнымине склоняетсяснежной,  заметили,  шепот.

Тест предназначен  для учащихся 8 классов (продвинутый уровень).

Языковой анализ текста:

- К какому жанру речи относится данный текст?

- С какого предложения начинается описание? Почему?

- В каком значении употреблены слова лапы, плачет? С какой целью?

- Какие  изобразительно-выразительные средства имеются в этом тексте?

Выписать односоставные предложения, определить  их вид, подчеркнуть в них грамматические основы.

Объясните правописание слов и словосочетаний: окружены, тяжелые лапы, склонились, шепот, ничего.

 

 

ТЕСТ № 2

Если в самом раннем   весеннем свете поглядеть на белую березу, то    …    кора, берёста, в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть  розовой.  А     …     снега под берёзой покажется синеватой.

Бывает, бродя глазами по синему    …   , увидишь желтоватое пятно с двумя черными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой      …     на синем снегу желтый заяц-беляк.

Вот как тот же самый     …    цвет изменится, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес не оденется в зеленый общий цвет.

М. Пришвин

77 слов

 

 

Карта текста

Вопрос на восприятие текста:

- О каких оттенках белого цвета рассказывает автор?

Пропущенные слова: белая,  белизна, снегу, березой, белый.

Тест предназначен  для учащихся 6-х классов при изучении темы «Имя прилагательное» (продвинутый уровень).

Языковой анализ текста.

- Опишите наблюдения М. Пришвина за цветовой гаммой леса ранней весной. Подчеркните слова, обозначающие цвет, и проследите их роль в смысловой связи предложений в тексте.

- Найдите однокоренные слова. Укажите различия в оттенках значений однокоренных прилагательных цвета, а также различия в значении однокоренных существительного и прилагательного, обозначающих цвет.

 

 

ТЕСТ № 3

Утром началась метель мельчайшими белыми пылинками, рассмотрев которые на темном, я убедился, что и такая пыль состоит из шестигранных звездочек… И все эти снежные груды, от которых гнутся пятидесятилетние сосны и аркой склоняются до земли березы, состоят из этих       …     .

 Сколько зла, сколько     …     в зиме, столь красивой для  того, кто живет в  тепле, и столь ужасной для застигнутого врасплох в поле путника…

Сколько замерзает в одну только такую   …     живых существ,  сколько поломанных       …   , сколько изуродованных    …    ! Но придет время, и каждая прекрасная и злая шестигранная    …   зла превратится в круглую каплю доброты, включающей  в себя и красоту. Сверху добро, внутри красота - какая сила! А зимой - наружу красота, а внутри зло. 

Я продолжаю думать об этом чудовищном скоплении снежного  …  ,  от которого родится богатейшая весна.                

М. Пришвин

126 слов

 

 

Карта текста

1. Как можно озаглавит текст? Какова основная мысль текста?

Пропущенные слова: звездочек,  злобы,  метель,  ветвей,  деревьев,  звездочка,  зла.

Тест предназначен для учащихся 7-ого класса, начальный уровень.

Языковой анализ текста.

- К какому стилю речи относится текст?

- Какие тропы встретились в тексте?

Найдите в тексте причастия, определите их вид и время.

Отметьте трудные для вас орфограммы, объясните их правописание.

 

 

ТЕСТ  № 4

Муравьи

Нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело; много раз я       ...   в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому прислонен муравейник, только я не обращал на это внимания: велика ли штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет по дереву! Но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем      ...     необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего этажа дерева, быть может, в самые высокие. Смолистое кольцо было препятствием, и это поставило на ноги весь      ...      .

В сегодняшний день в     ...     была объявлена всеобщая мобилизация. Весь     ...      вылез вверх, и все государство, в полном составе, тяжелым шевелящимся пластом собралось вокруг осмоленного кольца.

Впереди  шли муравьи-разведчики. Они пытались пробиться наверх и по одному застревали и      ...      в смоле. Следующий      ...    пользовался трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперед. В свою очередь, он делался мостом для следующего     ...    .

Наступление шло широким, развернутым      ...   , и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось чёрным: это передние муравьи самоотверженно бросались в смолу и своим телами     ...    путь для других.

Так  в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по этому бетону побежали свободно    ...    по своим делам. Одна полоса муравьев бежала вверх, другая вниз - туда и сюда. И закипела работа по этому живому мосту, как по коре.

М.  Пришвин

203 слова

Мобилизация -

Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны.

Приведение кого-нибудь или чего-нибудь в состояние, обеспечивающее успешное выполнение какой-нибудь задачи.

 

 

Карта текста

Вопросы на восприятие текста:

- О чем текст?

- Как действовали муравьи?

Пропущенные слова: наблюдал, муравьям,  муравейник,  в муравейнике,  муравейник,  погибали,  муравей, разведчика,  строем, устали, наверх.

Текст предназначен для 7 класса, начальный уровень.

Языковой анализ текста.

- Как назван муравейник?

- Почему сказано: «муравьи зачернили смолистое кольцо»? 

Выпишите наречия, объясните их правописание, определите разряд.

Сделайте синтаксический разбор предложения:

Наступление шло широким, развернутым строем, и на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось черным.

 

 

ТЕСТ № 5

Жаркий час

В полях  тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и    …    стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит  этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришел     …      час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и     …    . А как раз под этой елкой, прикрытый её широкими     …  ,  спит заяц. В страхе он встает и прислушивается:      …    не может же сама собой шевельнутся...

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула .        …      метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как     …    вверх перед  самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!

И пошло, и пошло: везде прыгают    ….     , вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

И мечется обезумевший     ….     ,  и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.                                                               

М. Пришвин

184 слова

 

 

Карта текста

Как вы понимаете заголовок текста?

Пропущенные слова:  деревья,  жаркий,  закачается,  ветками,  веточка,  заяц,  прыгнет,  ветки,  заяц.

Тест предназначен для учеников 6 класса.

Языковой  анализ текста

- Какими тропами насыщен текст?

- Определите тип речи.

Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

Объясните написание приставки при-, пре-.

 

 

ТЕСТ № 6

Грибы тоже ходят

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В      …     ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые       …      грибов.

- Есть     …   ? - спросил я маленькую дочь лесника?

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и     …    , только теперь начинает холоднеть, и    ….    переходят  под елки. Под березками и не думайте искать - все под    …  .

- Как же это они переходят,  видала ли ты  когда-нибудь, как    …   ходят?

   Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутоватую рожицу, ответила мне:

- Так они же ночью ходят, как их мне    …    увидеть? Этого никто не видел.                                                                                           

М. Пришвин

111 слов

Карта текста

Как вы понимаете значение глагола «оторопела»? Каким  синонимом можно заменить это слово?

О какой способности грибов рассказывает автор?

Пропущенные слова:  лесу, шляпки, грибыбелые, белые, елками,  грибы,  ночью.

Тест предназначен для учеников 5 класса.

Языковой анализ текста

- На чем основана шутка в разговоре рассказчика с дочерью лесника? В каком значении (прямом или переносном) употреблено название «Грибы тоже ходят»

Объясните значение словосочетаний «золотые монетки (берез)», «красные медали (осин)», замените их синонимичными сочетаниями. Для чего автору нужны в тексте эти особенные выражения?

Какие глаголы из текста характерны для разговорной речи?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.