logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели и задачи:      

воспитание чувства гордости за свою страну;

знакомство учащихся с Конституцией России, основны­ми обществоведческими понятиями.

Оборудование:      

Конституция России;

таблица «Права и обязанности граждан России»;

«Толковый словарь».

Ход классного часа      

Учитель: Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.

Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется — Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россия­нами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва — это столица нашей Родины.

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства — это госу­дарственный герб, государственный флаг и государствен­ный гимн.

Учитель: Что представляет собой Государственный герб России?

Учащиеся: Государственный герб России представляет со­бой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущен­ные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На гру­ди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копь­ём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Учитель: Опишите российский флаг.

Учащиеся: Государственный флаг Российской Федера­ции — это прямоугольное полотнище трёх равновеликих го­ризонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета.

И Учитель: Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?

Учащиеся: Гимн — это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он про­славляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы — C.B. Михалков и A.B. Александ­ров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы отно­симся к гимну, говорит о том, как мы относимся к госу­дарству.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу — это отношение к самому государству. Оскорбле­ние государственных символов — это оскорбление госу­дарства, его народа, его истории и культуры. Об этом и за­писано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция — это основной закон государ­ства.

Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику — «Толковому словарю». В переводе с латинского языка сло­во «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основ­ные правила по которым мы живем, записаны в Конститу­ции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.

Учитель: А знаете ли вы, когда была принята наша Кон­ституция?

Учащиеся: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всена­родным праздником.

Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обра­титься к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конститу­ции. Первая Конституция РСФСР была принята после Ве­ликой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому при­нимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Кон­ституция, уже России, действительно была принята всена­родным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федера­ции, соединенные общей судьбой на своей земле, угвер- ждая права и свободы человека, гражданский мир и согла­сие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равно­правия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государст­венность России и утверждая незыблемость её демократи­ческой основы, стремясь обеспечить благополучие и про­цветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, созна­вая себя частью мирового сообщества, принимаем Консти­туцию Российской Федерации».

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а в тексте написано о принятии Конститу­ции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: «Рос­сийская Федерация — Россия...». А что значит слово «фе­дерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: И вновь обратимся к толковому словарю. «Фе­дерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».

Наша страна называется Российской, потому, что боль­шинство её населения — русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и дру­гие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои националь­ные округа, но все они по своей воле объединились в феде­рацию — добровольный союз равноправных народов на­шей страны.

Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равно­правны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод че­ловека и гражданина независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должно­стного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

А как вы понимаете выражение «демократическое госу­дарство»? Что такое демократия?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране на­роду принадлежит власть, и он может участвовать в управ­лении государством.

А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Ду­му, одобрять или критиковать какие-либо решения прави­тельства.

Учитель: Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен?

Учащиеся: Президент России — это глава государства, ко­торый избирается народом на 4 года. Он руководит нашей

страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Рос­сийской Федерации.

Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отли­чается от правительства?

Учащиеся: Государственная Дума выбирается народом скором на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.

Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточ­нить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латин­ского языка означает «сидящий впереди, во главе». Дейст­вительно, президент России — это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81, сказа­но о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 Лет».

Государственная Дума является законодательной вла­стью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её со­став входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год.

Кроме исполнительной и законодательной власти в Рос­сии существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

Учащиеся: Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют на­рушения, то она за них наказывает.

Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законо­дательною властями, разрешает конфликты, восстанавли­вает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы гово­рили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже име­ем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Учащиеся: Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на обра­зование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Оте­чества.

И Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разгра­ничить такие понятия, как «права» и «обязанности».

Что такое право и что такое обязанность? В чем их раз­личие?

Учащиеся: Право — это узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять, а обязанность — это дейст­вия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граж­дан России». Кстати, в Конституции правам и обязанно­стям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами.

Учитель вместе с детьми составляет таблицу.

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять при­роду и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероис­поведаний

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на труд

Право на отдых

Право на получение социальной помощи •

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Свобода информации

Свобода творчества

Учитель: Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Роди­на. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некото­рых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передви­жение.

Учащиеся: Это значит, что жизнь любого человека охра­няется законом и государством.

Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.

Никто не вправе силой удерживать человека в каком- либо месте или стране.

Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина до­казана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

Учитель: Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?

Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заста­вить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государст­вами. Также, человек может принадлежать любой вере, ре­лигии, но своими словами или действиями не должен раз­жигать войну между народами.

Если человек высказывает свои мысли, но при этом не­справедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в со­ответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

Учитель: Молодцы! Ещё мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не ду­майте, что она касается только ваших родителей. Да, сего­дня вы — дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание — это не только право, но и обязанность. У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризор­ников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем, и ка­ждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что посте­пенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы — будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства.

У меня предложение закончить наше занятие песней.

Учащиеся исполняют песню «Широка страна моя родная» (В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.